+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Основные обязанности судебного пристава исполнителя 2019 год

Основные обязанности государственного служащего и, соответственно, судебного пристава-исполнителя, определены ст.15 ФЗ О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Государственный гражданский служащий должен соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение.

Обязанность добросовестно исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом. Эта обязанность предполагает не только точное знание соответствующих законов и иных нормативных актов, но и неукоснительное следование им в общественно полезных целях. При исполнении обязанностей, государственный служащий не должен допускать действий, которые могут быть квалифицированы, как выход за пределы предоставленных прав либо как использование предоставленных ему возможностей во вред службе, как превышение или злоупотребление должностными полномочиями.

Обязанность обеспечивать соблюдение прав и законных интересов граждан и организаций. Данная обязанность государственного служащего непосредственно вытекает из ст.2 Конституции РФ, установившей обязанность государства по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина.

Применительно к судебному приставу-исполнителю эта обязанность выражена его основными функциями – удовлетворение судебного или иного акта, обеспечение соблюдения прав и законных интересов граждан, оказание им необходимой помощи.

Исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных. Государственная служба предполагает необходимость подчинения вышестоящему должностному лицу, исполнения каждым государственным служащим приказов руководителя. Без этого невозможно осуществление задач государственного органа.

Вместе с тем имеются определённые ограничения: приказы, которые надлежит выполнять, должны быть законными и соответствовать должностным полномочиям отдающего их руководителя. Так, если у судебного пристава-исполнителя какое-либо распоряжение вызвало сомнение в его правомерности, он должен незамедлительно, в письменной форме сообщить о своих сомнениях старшему судебному приставу подразделения. Но если после этого будет получено письменное подтверждение такого распоряжения, то судебный пристав-исполнитель обязан его выполнить, кроме случаев, когда его выполнение является административно или уголовно наказуемым деянием. В этом случае ответственность несёт не судебный пристав-исполнитель, добросовестно выполнивший распоряжение, а руководитель, подтвердивший такое распоряжение.

Поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей.

В пределах своих должностных обязанностей своевременно рассматривать обращения граждан и общественных объединений, а также предприятий, учреждений и организаций, государственных органов и органов местного самоуправления и принимать по ним решения в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов РФ. Эта обязанность конкретизирует ст.33 Конституции РФ, в соответствии с которой граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные или коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Порядок и сроки их рассмотрения определены действующим законодательством.

Беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей.

Представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи, а также сведения о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера (далее — сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера

Обязанность соблюдать установленные в государственном органе правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, порядок работы со служебной информацией 1 .

Порядок обращения со служебной информацией, в том числе со сведениями, составляющими служебную и коммерческую тайну, регламентируются законодательством, в частности ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации».

Обязанность поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения своих должностных обязанностей. От государственного служащего требуется иметь необходимую профессиональную подготовку, позволяющую ему надлежащим образом исполнять возложенные на него функции, поскольку недостаточная его квалификация способна дискредитировать государственные органы, вызвать социальную напряженность.

Судебный пристав-исполнитель по роду своей деятельности обязан изучать применяемое им законодательство, которое постоянно обновляется.

Обязанность хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, часть и достоинство граждан.

Данная обязанность обусловлена положениями ст.23, 24 и 29 Конституции РФ. Перечень сведений составляющих государственную тайну, определён ФЗ от 21.06. 1993 г. «О государственной тайне». К работе с такими сведениями допускается государственный служащий, прошедший установленную процедуру.

Неправомерное разглашение таких сведений, профессиональной, служебной или коммерческой тайны, а также сведений, затрагивающих частную жизнь, честь и достоинство граждан, образует состав правонарушения, влекущий дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность.

Судебный пристав-исполнитель обязан представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи, а также сведения о полученных им и членами его семьи доходах и принадлежащем на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера 1 .

Установление обязанности государственных служащих представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера является одним из важных и наиболее обсуждаемых антикоррупционных механизмов ФЗ «О противодействии коррупции» 2 . Указанная обязанность существовала для государственных гражданских и муниципальных служащих и ранее, однако касалась она только сведений об имуществе самих служащих. Новый Закон о противодействии коррупции внес здесь следующие новеллы:

— установил обязанность предоставления сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера не только самого служащего, но и его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

— распространил эту обязанность на все виды государственной службы;

-определил, что указанная обязанность возникает не у всех государственных и муниципальных служащих, а только у замещающих должности, входящие в специальный перечень 1 .

В обязательном порядке он должен сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства другого государства, а так же сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта 2 . Так же к судебный пристав -исполнитель может быть привлечен к дисциплинарной, административной уголовной ответственности за проступки совершаемые при исполнении своих должностных обязанностей.

Права и обязанности судебного пристава

Прежде всего, судебный пристав по своему статуса является государственным служащим. Под государственной службой понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Должность судебного пристава относится к старшей должности государственных должностей федеральной государственной службы категории «В», учреждаемых для обеспечения деятельности территориального органа исполнительной власти. Поэтому статус судебного пристава определяется не только ФЗ «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве», но и законодательством о государственной службы.

Судебный пристав- исполнитель в ходе исполнительного производства имеет право:

§ получать при совершении исполнительных действий необходимую

§ вызывать граждан и должностных лиц по исполнительным доку­ментам, находящимся в производстве

§ давать гражданам и организациям, участвующим в исполнитель­ном производстве, поручения по вопросам совершения конкрет­ных исполнительных действий

§ входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им

§ производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при не­обходимости вскрывать их, а также на основании определения соот­ветствующего суда совершать указанные действия в отношении помещений и хранилищ, занимаемых другими лицами или при­надлежащих им

§ арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота

§ налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, в том числе находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях

§ использовать нежилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, а при согласии собственника — помещения, нахо­дящиеся в иной собственности, для временного хранения изъятого имущества, возлагать на соответствующих лиц обязанности по его хранению, использовать транспорт взыскателя или должника для перевозки имущества с отнесением расходов на счет должника

§ в случае неясности требований, содержащихся в исполнительном документе, на основании которого совершаются исполнительные действия, просить суд или другой орган, выдавший исполнитель­ный документ, о разъяснении порядка его исполнения;

§ объявлять розыск должника, его имущества или розыск ребенка

§ применять к лицам, не выполняющим требования судов или иных уполномоченных законом органов, меры принудительного характера (приводы штрафные санкции, представление о возбуждении уголовного дела)

§ применять в необходимых случаях огнестрельное оружие и специальные средства

§ привлекать к участию в исполнительном производстве граждан, организации, специалистов, переводчиков, работников органов внутренних дел

Обязанности судебных приставов — исполнителей определены в ст. 12 ФЗ «О судебных приставах» К этим обязанностям отнесены:

§ принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов

§ предоставлять сторонам исполнительного производства или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии

§ рассматривать заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования

§ взять самоотвод, если имеются обстоятельства, вызывающие сомнения в беспристрастности

Обязанности судебного пристава-исполнителя как государственного служащего:

§ обеспечивать поддержку конституционного строя и соблюдение Конституции РФреализа­цию федеральных законов и законов субъектов РФ, в том числе регулирующих сферу его полномо­чий.

§ добросовестно исполнять должностные обязанности, не допускать действий, которые могут быть квалифицирова­ны как выход за пределы предоставленных прав либо как исполь­зование предоставленных ему возможностей во вред службе, как превышение или злоупотребление должностными полномочиями

§ обеспечивать соблюдение прав и законных интере­сов граждан. Данная обязанность государственного служащего непосредствен­но вытекает из ст. 2 Конституции РФ, уста­новившей обязанность государства по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина. Эта обя­занность выражена его основными функциями — удовлетворение требований судебного или иного акта, обеспечение соблюдения прав и законных интересов граждан, оказание им необходимой помощи

§ исполнять приказы, распоряжения и указания,вы­шестоящих в порядке подчиненности руководителей, отдан­ные в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных

§ свое­временно рассматривать обращенияграждан и общественных объединений, а также предприятий, учреждений и организа­ций, государственных органов и органов местного самоуправления и принимать по ним решения в порядке, установлен­ном федеральными законами и законами субъектов РФ

§ соблюдать установленные правилавнутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, порядок работы со служебной информацией. Правила внутреннего трудового распорядка в подразделении судебных приставов обычно утверждаются руководителем органа юстиции. Они являются важнейшим документом, регулирующим служебные отношения в соответствии с трудовым законодательст­вом. Должностные инструкции закрепляют специальные обязан­ности, определяют порядок документооборота и решают иные вопросы осуществления служебных функций.

§ поддерживать уровень квалификации,достаточный для исполнения своих должностных обязанностей, поскольку недо­статочная квалификация способна дискредитировать государ­ственные органы. Судебный пристав-исполнитель по роду своей деятельности обязан изучать применяемое им законодательство, которое, как известно, постоянно обновляется, что требует поддержание квалификации на должном уровне.

§ хранить государственную и иную охраняемую за­коном тайну,а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, зат­рагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан.

Судебный пристав по ОУПДС наряду с общими правами судебного пристава-исполнителя имеет и специальные права, такие как:

§ требовать от соответствующих лиц прекращения нарушений установленного порядка в суде

§ применять меры безопасности в отношении судей, заседате­лей,свидетелей и других участников судебного процесса

§ удалять из зала суда лиц, нарушающих порядок в ходе судебно­го разбирательства;

§ пресекать правонарушения, задерживать правонарушителей с последующей передачей их в органы внутренних дел; оказывать по­мощь судебному приставу-исполнителю в исполнении возложенных на него задач

§ обращаться за помощью к сотрудникам милиции, органов бе­зопасности, уголовно-исполнительной системы

К числу специальных полномочий судебного пристава относит­ся право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия после прохождения соответствующей про­фессиональной подготовки. Судебные приставы могут применять физическую силу, в том чис­ле боевые приемы борьбы, для пресечения преступлений и админис­тративных правонарушений, задержания лиц, их совершивших, либо задержания лиц в соответствии с судебным актом или преодоления противодействия законным требованиям судебного пристава. Специальные средства, имеющиеся на вооружении судебных приставов (слезоточивый газ, резиновые палки, наручники и неко­торые другие) применяются:

§ для отражения нападения на судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей, а также граждан, находящихся в судебных помещениях

§ для пресечения сопротивления, оказываемого судебному при­ставу, или нападения на него в связи с исполнением им своих слу­жебных обязанностей

§ для задержания лица, совершающего преступление против жизни, здоровья или собственности

§ для доставления в милицию задержанных лиц, когда они сво­им поведением дают основание полагать, что могут совершить по­бег или причинить вред окружающим

§ для исполнения принудительного привода в суд или к судебно­му приставу-исполнителю лиц, которые уклоняются от выполнения законных требований судебного пристава по явке в суд или к судеб­ному приставу-исполнителю

Специальные средства не применяются в отношении лиц, со­вершивших незаконные действия ненасильственного характера, лиц с явны­ми признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их воз­раст очевиден или известен судебному приставу, за исключением случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан. Огнестрельное оружие судебными приставами может применять­ся в исключительных случаях, а именно:

§ для отражения нападения на судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей, а также на граждан и судебных приставов, когда их жизнь и здоровье подвергаются опасности

§ для пресечения попытки завладения оружием или специаль­ными средствами

§ для отражения группового или вооруженного нападения на суд и судебные помещения

§ для пресечения побега из-под стражи, а также пресечения попы­ток насильственного освобождения лиц, содержащихся под стражей.

Во всех случаях возможного применения физической силы, спе­циальных средств и огнестрельного оружия судебный пристав обязан предупредить о намерении применить их, предоставив при этом лицам, в отношении которых предполагается применить физичес­кую силу, специальные средства и огнестрельное оружие, доста­точно времени для выполнения своих требований, за исключением тех случаев, когда промедление создает непосредственную опас­ность жизни и здоровью судебного пристава либо других граждан, может повлечь иные тяжкие последствия или когда в создавшейся обстановке такое предупреждение является невозможным. Применять указанные силу, средства и оружие только соразмерно с характером и степенью опасности правонарушения, силой оказы­ваемого противодействия, стремясь к тому, чтобы любой причинен­ный при этом ущерб был минимальным и обеспечить оказание доврачебной помощи лицам, получившим телесные повреждения, и уведомить об этом в возможно короткий срок их родственников.

О всех случаях применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия судебный пристав в течение 24 часов с момента их применения в письменной форме сообщает стар­шему судебному приставу и председателю соответствующего суда, а в случае причинения смерти или ранения, кроме того, уведомляет прокурора.

Обязанности (ст.11 ФЗ » О судебных приставах») судебного пристава по ОУПДС:

§ обеспечение в судах безопасности судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей

§ выполнение распоряжения председателя суда, а также судьи или председательствующего в судебном заседании, связанные с соблюдением порядка в суде

§ исполнение решения суда и судьи о применении к подсудимому и другим гражданам предусмотренных законом мер процессуального принуждения;

§ обеспечение охраны зданий судов, совещательных комнат и судебных помещений в рабочее время

§ проверка подготовки судебных помещений к заседанию, обеспечение по поручению судьи доставка к месту проведения судебного процесса уголовного дела и вещественных доказательств и их сохранность

§ поддержание общественного порядка в судебных помещениях

§ взаимодействие с военнослужащими воинской части (подразделения) по конвоированию лиц, содержащихся под стражей, по вопросам их охраны и безопасности

§ предупреждение и пресечение преступлений и правонарушений, выявление нарушителей, составление протокола об административном правонарушении, а в случае необходимости задержание их с последующей передачей органам внутренних дел

§ осуществление привода лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу-исполнителю

§ участие по указанию старшего судебного пристава в совершении исполнительных действий

§ прохождение специальной подготовки, а также периодической проверки на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Принимая участие (по указанию старшего судебного пристава) в совершении исполнительных действий, судебный пристав по ОУПДС обязан обеспечить охрану пристава-исполнителя от неправомерных действий заинтересованных лиц. Одновременно с этим он оказывает приставу- исполнителю реальную помощь в исполнении решений суда и других органов путем принуждения к этому обязанных лиц. При этом его действия должны быть соразмерны с угрозами жизни и здоровью пристава-исполнителя и других участников исполняемого действия. В то же время он выполняет и вспомогательную функцию, вынуждая обязанных лиц исполнять требуемые действия. В тех случаях, когда должник отказывается открыть помещение или хранилище, судебный пристав по ОУПДС принимает соответствующие меры по преодолению сопротивления и обеспечивает приставу-исполнителю возможность проведения их осмотра. По указанию судебного пристава-исполнителя он вправе изымать вещи и предметы, подлежащие включению в опись.

Судебные приставы, выступая как государственные служащие, имеют следующие права:

Право на ознакомлениес документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой государственной должности го­сударственной службы, критерии оценки качества работы и условия продвижения по службе, а также организационно-тех­нические условия, необходимые для исполнения им должност­ных обязанностей. Право на ознакомление с соответствующими документами представляет со­бой гарантию, обеспечивающую надлежащее исполнение госу­дарственным служащим его служебных обязанностей, объектив­ную оценку его работы и возможное продвижение по службе.

Это интересно:  Отдел судебных приставов горячая линия 2019 год

Должностные права и обязанности судебного пристава-испол­нителя определяют не только ФЗ, но также акты, утверждаемые руководителя­ми территориальных органов юстиции и главными судебными приставами, — правила внутреннего трудового распорядка, дол­жностные инструкции, положения.

Право на получение в установленном порядке информациии матери­алов, необходимых для исполнения должностных обязанностей. Указанное право имеет важнейшее значение для судебного при­става-исполнителя, поскольку предоставляет ему возможность до­ступа практически к любой информации — требовать представле­ния различных документов (выписок из них либо копий), сведе­ний, материалов, доступа к базам данных, хранящимся в памяти компьютеров. Это требование может быть направлено в ад­рес любых лиц — государственных и местных органов, граждан, организаций любых организационно-правовых форм. При опреде­ленных условиях и в установленном порядке государственный слу­жащий может требовать доступа к служебной и коммерческой тай­не, а также к сведениям, составляющим государственную тайну.

Право на посещениев установленном порядке для исполнения должностных обязанностей предприятий, учреждений и орга­низаций независимо от форм собственности. Данное право непосредственно связано с правом на получение информации. Оно обеспечивает осуществление судебным приставом-исполнителем основных его служебных функций, особенно в случаях принуди­тельного исполнения. Он может требовать пропуска в любое по­мещение (на территорию), если это необходимо для осуществле­ния его должностных обязанностей, и охрана, в том числе воору­женная, не является препятствием для проникновения в помещение или на территорию.

Право на принятие решений и участие в их подготовкев соот­ветствии с должностными обязанностями. При обсуждении вопросов деятельности службы судебных приставов это право позволяет вносить предложения и высказы­вать критические замечания, участвовать в различных совещаниях и комиссиях создаваемых для обсуждения служебных вопросов.

Право на участие по своей инициативе в конкурсена замещение вакантной государственной должности государственной службы, независимо от того, какую должность он занимает в данное время.

Право на продвижение по службе,увеличение денежного содержа­ния с учетом результатов и стажа работы и уровня квалифика­ции.

При наличии соответствующих условий государственный слу­жащий вправе ставить перед своими руководителями вопрос о присвоении ему квалификационного разряда (звания), об увели­чении денежного содержания, о продвижении по службе. Такими условиями являются, например, общая выслуга лет дли­тельность работы по специальности, получение профессиональ­ного образования или повышение квалификации, которая соот­ветствует более высокой, чем занимаемая, должности.

Право на ознакомление со всеми материалами своего личного дела,с отзывами о своей деятельности и другими документа­ми до внесения их в личное дело, приобщение к личному делу своих объяснений.

Личное дело государственного служащего является важнейшим источником документов, подтверждающих его служебную биогра­фию. Право знакомиться с ним дает возможность контролировать объективность заносимых сведений (до помещения документов в дело), требовать изменения их содержания, обжаловать в суд либо в вышестоящий орган. Но нельзя требовать изъятия документов из личного дела, поэтому все перипетии спора получат свое отраже­ние в личном деле. Государственный служащий может ознакомить­ся с делом и снимать копии с него не только лично, но также через иное доверенное лицо. Личное дело государственного служащего без его согласия не может быть направлено в другое ведомство (министерство)

Право на переподготовку (переквалификацию) и повышение ква­лификацииза счет средств соответствующего бюджета. Профессиональная подготовка — важнейший показатель ква­лификации государственного служащего и непременное условие надлежащего качества исполнения должностных функций. Данное право закрепляет за государственным служащим воз­можность получить профессиональную подготовку в процессе про­хождения службы (подготовиться к занятию более высокой долж­ности, к участию в конкурсе либо к сдаче профессиональных экзаменов).

Право на пенсионное обеспечениес учетом стажа государствен­ной службы.

Вопросы назначения государственному служащему пенсии за выслугу лет регулируются федеральным законом. Члены семьи государственного слу­жащего имеют право на получение пенсии по случаю потери кор­мильца в случае его смерти, связанной с исполнением государст­венным служащим должностных обязанностей.

Право на проведение служебного расследованиядля опровержения сведений, порочащих честь и достоинство.

Право требовать проведения служеб­ного расследования для их опровержения является важнейшей правовой гарантией, предохраняющей от необоснованных обви­нений и привлечения, виновных к ответственности. На любом этапе служебного расследования судебный пристав имеет право знакомиться с материалами расследования и пред­ставлять свои объяснения, а при несогласии с решением, приня­тым по результатам расследования, обжаловать его содержание и мотивировку.

Право на внесение предложенийпо совершенствованию госу­дарственной службы в любые инстанции. Предложения могут относиться, например, к совершенствованию законов или иных нормативных актов либо к улучшению правопримени­тельной деятельности. Такое право является залогом постоянного развития и улучшения го­сударственной службы.

На судебных приставов распространен ряд ограничений, направленных на обеспечение служебной дисциплины и недопустимость совмещения государственной службы с другими видами деятельности. Так запрещается заниматься другой, помимо работы по службе, оплачиваемой деятельностью. Исключение сделано для педагогической, научной или иной твор­ческой деятельности. Судебный пристав не может также совмещать служ­бу с функциями депутата законодательного органа РФ, законодательных органов субъектов РФ или органов местного самоуправления. Поэтому в случае избрания его депутатом и выполнения депутатских полномочий деятельность по службе приостанавливается.

Не допускается предпринимательская деятельность (в том числе ичерез доверенных лиц), представительство по делам третьих лиц в органе, в котором проходит его служба. Запрещается получать гонорары за пуб­ликации и выступления в качестве государственного служащего, получать от третьих лиц вознаграждения, связанные с исполне­нием должностных обязанностей (в том числе после выхода на пенсию) либо за их счет выезжать в служебные командировки, участие в забастовках. В соответствии с ФЗ судебный пристав обязан представлять сведения о полученных доходах (и ином имуществе, принадлежащем ему на праве собственнос­ти), являющихся объектами налогообложения.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Права и обязанности судебного пристава-исполнителя

Возникновение и развитие института судебных приставов в России. Понятие, сущность и механизм исполнительного производства. Основные права судебного пристава-исполнителя как государственного служащего. Специальный статус судебного пристава-исполнителя.

Рубрика Государство и право
Вид дипломная работа
Язык русский
Дата добавления 26.07.2015
Размер файла 101,4 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА

1.1 Возникновение и развитие института судебных приставов в России

1.2 Понятие и механизм исполнительного производства

2.1 Основные права судебного пристава-исполнителя как государственного служащего

2.2 Основные обязанности судебного пристава-исполнителя как государственного служащего.

2.3 Специальный статус судебного пристава-исполнителя

ГЛАВА 3.ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ СУДЕБНЫМ ПРИСТАВОМ-ИСПОЛНИТЕЛЕММЕР ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ИСПОЛНЕНИЯ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Радикальные перемены в государственном устройстве нашего общества и экономические преобразования: развитие предпринимательской деятельности, изменение форм владения, пользования и распоряжения собственностью, появление новых субъектов экономических и правовых отношений, возникновение и развитие рыночной экономики привело к резкому росту количеств исковых заявлений и соответственно взысканий. Вследствие чего, возникла необходимость организации новой системы принудительного исполнения, вступивших в законную силу судебных решений, что в свою очередь, гарантировало бы реализацию предписаний правовых норм и авторитета судебной власти. Кроме того, к исполнению судебных решений добавилась необходимость обеспечения специальными силами действенного порядка в залах судебного заседания, реальных гарантий безопасности судьям, заседателям, всем участникам процесса, выполнения целого ряда других операций по обеспечению установленного порядка деятельности судов.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», задача по реструктуризации Министерства юстиции Российской Федерации и созданию подведомственных ему федеральных служб завершена. В соответствии с данным указом проведена реорганизация службы судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации в Федеральную службу судебных приставов. Под руководством Министра юстиции Российской Федерации Ю.Я. Чайки реализована задача по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с новой структурой, задачами и функциями федеральных органов исполнительной власти в сфере юстиции.

Востребованность службы судебных приставов ни у кого не вызывает сомнений, зарекомендовав себя как достаточно действенная правоохранительная структура. Следует учесть, что служба судебных приставов находится в процессе совершенствования. Осуществляются меры по наиболее эффективному и полному исполнению судебных актов и актов других органов, обеспечению установленного порядка деятельности судов. В данный момент служба судебных приставов с указанными задачами успешно справляется.

В целях реализации указанных задач 06 ноября 1997 года была создана служба судебных приставов в системе органов Министерства юстиции Российской Федерациикоторой переданы функции по обеспечению исполнения решений судов и других органов, установленного порядка деятельности судов, за исключением функций по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности.

Возрождение института судебных приставов позволило значительно укрепить гарантии защиты прав граждан и организаций, а также явилось эффективным методом пополнения бюджетов всех уровней.

Значительным шагом вперед стало принятие Федеральных законов от 21 июля 1997 г. №118-ФЗ « «О судебных приставах», и от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Названные законы четко определили цели, задачи и правовую основу деятельности судебных приставов, установили требования, предъявляемые к лицам, назначенным на должность судебного пристава, порядок назначения и освобождения их от должности, обязанности и права судебных приставов, порядок обжалования их действий в суд, гарантии правовой и социальной защиты судебных приставов.

Законодательство, регулирующее деятельность судебных приставов нуждается в дальнейшем развитии и дополнении, увязке с другими федеральными законами с целью совершенствования правового положения судебных приставов и условий реализации ими своих функций, развития специализации, поиска более совершенных форм и методов управления Федеральной службой судебных приставов, взаимодействия с органами государственной власти, формирования профессионального ядра службы судебных приставов.

В настоящее время данная тема является весьма актуальной, так как в связи с большим ростом числа законов и других нормативно — правовых актов все более и более на первый план стала выходить проблема реализации законодательства. В обществе появилось понимание того вопроса, что исполнение представляет собой важнейший участок правовой практики, отражающий эффективность всего механизма правового регулирования и способность права воздействовать на мотивацию поведения человека. Если предписания правовых норм не реализуется в действиях участников гражданского оборота и публично — правовых отношений, то такое право, по сути дела, не является действующим и существующим. Кроме того, плохая система принудительного исполнения напрямую снижает эффективность и авторитет органов судебной власти, поскольку судебное решение, которое не может быть реализовано, не имеет реальной юридической ценности.

В связи с вышесказанным изучение правового положения судебного пристава-исполнителя в Российской Федерации является актуальным как с теоретической, так и с практической точки зрения.

Целью исследования выпускной квалификационной работы является — исследование правового положения судебного пристава-исполнителя в исполнительном производстве.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть исторический аспект формирования и развития института судебных приставов в России.

2.Исследовать права и обязанности судебного пристава-исполнителя как государственного служащего, а так же специальноеположение судебного пристава-исполнителя.

3.Определить место и роль судебного пристава-исполнителя в исполнительном производстве.

4.Рассмотреть меры принудительного исполнения применяемые судебным приставом-исполнителем при осуществлении своих должностных обязанностей.

5.Выявить пробелы законодательства, регламентирующего организацию и деятельность службы судебных приставов.

Задачи работы заключаются в изучении, во-первых, понятия службы судебных приставов и их основных признаков; во-вторых, собственно юридическое положение судебного пристава; в-третьих, организации деятельности Федеральной Службы судебных приставов Министерства юстиции РФ, субъекта РФ, организации деятельности территориального отдела Федеральной Службы судебных приставов. Разработка проблем, связанных с правовым положением определяет актуальность данной темы.

Методологическую основу дипломной работы составляет системный подход к изучению данной темы, также используется сравнительный, статистический, исторический, а также функциональный методы исследования.

Правовую основу исследования составили: Конституция РФ, Федеральный закон «О судебных приставах», Федеральный закон «Об исполнительном производстве», Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и другие нормативные правовые акты затрагивающие правовоеположение судебного пристава-исполнителя.

В работе были проанализированы труды различных ученых правоведов: В.А.Гуреева,А.П.Иващенко, И.Б.Морозовой, А.М.Треушникова, Н.А.Винниченко, А.Ф.Смирнова, С.А.Савченко, И.М. Аставской.и др.

Выпускная квалификационная работа включает в себя введение, три раздела, разбитых на параграфы, заключение и список используемых источников.

1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА

1.1 Возникновение и развитие инстит ута судебных приставов в России

судебный пристав исполнительный государственный

Современный институт исполнительного производства в своём развитии прошёл три основных этапа: на первом этапе, когда суд как орган для разрешения споров только зарождался, имело место самоосуществление пострадавшей стороной своего нарушенного права, которое выражалось в форме саморасправы, самопомощи, самозащиты; на втором этапе уже имеет место исполнение судебного решения, однако исполнение осуществлялось органом вынесшим решение, то есть самим судом; на третьем этапе происходит образование специального органа, задачей которого стало исполнение судебных решений в соответствии со специальным регламентом, то есть формируется самостоятельный гражданско-процессуальный институт — исполнительное производство. Исторически исполнительное производство возникло в форме самоосуществления права. Через эту форму прошли национальные системы гражданского судопроизводства многих государств. В Древней Руси каждый, считавший неправомерно нарушенным своё право, расправлялся с обидчиком собственными силами и силами своих родственников, своей семьи (саморасправа), а мы бы ещё добавили сюда кровную месть как последствие физической расправы. Кровная месть в тот период составляла право, право каждого и вместе с тем его обязанность, и существовала у всех народов мира с самых древнейших времён.

В Древнерусском государстве судебных органов как специального аппарата, отделённого от других органов власти и управления, не существовало, как не существовало и органов исполнения судебных решений. Судьями были князья, посадники, волостели. Русская Правда уже вводила ответственность за самовольное применение наказания без суда для лиц, подпадающих под княжескую юрисдикцию. Самоосуществление права резко снизилось с возникновением и развитием судов, пусть даже первоначально и не имевших централизованный характер системы, которую они образуют в процессе централизации государства и концентрации власти у одного верховного сюзерена. Инициатива исполнения решения суда переходит от заинтересованного взыскателя к органу, рассмотревшему спор по существу, то есть к князю или королю. Б.В.Виленский отмечал, что исполнение судебных решений в этот период осуществлялось теми же органами, которые рассматривали дело. За исполнением княжьей воли как результата разрешения спора в разных княжествах Древней Руси следили праведники, неделыцики, верники, десятские, сафьяны.

На территории древней Руси исполнением законов занимались отроки, мечники и детские Русской Правды, приставы и подвойские судных грамот и княжеского Судебника. К XVIII веку практически единственным органом принудительного исполнения судебных решений стала общая полиция Васьковский Е.В. Курс гражданского процесса. — М., 1913. Т. 1. — С. 266, 267.. Неудобства, связанные с подобной системой, привели к созданию особого круга лиц, занимающихся исполнением, — судебных приставов. Судебные приставы состояли при кассационных департаментах Правительствующего Сената, при судебных палатах и при окружных судах для исполнения действий, возлагаемых на них уставами уголовного и гражданского судопроизводства и Учреждением судебных установлений Кононов О. В., Кокарев Ю. Г. Судебные приставы: вчера, сегодня, завтра / Государство и право. 2006 г. № 1. С. 74-78.

Первое упоминание об органе исполнения судебных решений в России содержится в договоре Великого Новгорода с Великим князем Ярославом Ярославовичем 1270 годаМарданов Д.А. Источники гражданского исполнительного права // Исполнительное право. 2006. — № 3. С. 11.. В этом договоре впервые назывался участник исполнительного производства — пристав, который назначался на службу князем. Пристав был обязан не только исполнять судебные решения, но и по требованию взыскателя содействовать правосудию обеспечением явки в судебное заседание лиц, вызываемых судом Пиджаков А.Ю. Институт принудительного исполнения в России: история и современность // Исполнительное право. 2006. № 1 . С. 17.. В 1497 году князь Иван III и его Боярская Дума утвердили «Судебник». По Судебнику исполнение решение суда производилось приставами, неделыциками, праведниками. Однако самоосуществление права ещё сохранялось. Судебник устанавливал первую в России систему органов исполнения. В этом законе впервые выделялись участники исполнительного производства, что свидетельствует о наметившемся разделении судебного и исполнительного производства, создание специальных органов исполнения судебных решений. К этому времени относится начало третьего этапа развития исполнительного производства в России. В январе 1649 года царём Алексеем Михайловичем и Земским Собором было утверждено «Уложение» 1649 годаИващенко А.П. Место исполнительного производства в системе российского права // Исполнительное право. 2006. № 2. С.14.. По Уложению пристав признавался единым органом исполнения судебных решений в России. При исполнении судебных решений пристав действовал под руководством воевод. Уложением вводились меры принудительного исполнения, направленные на имущественную ответственность должника: продажа движимого и недвижимого имущества, вычет из жалованья стрельцов. Во времена Петра I органы исполнения судебных решений (приставы) непосредственно стали царскими чиновниками. Вместе с тем, исполнение судебных решений постепенно начало выделяться в самостоятельную стадию гражданского процесса. По Уставу Благочиния 1782 года органом исполнения судебных решений в России была управа благочиния, то есть полиция. Исполнительное производства было выведено из судебной системы и лишено контроля судебных органов за правильным и своевременным исполнением их решений. С 1 января 1835 года вступил в силу «Свод законов Российской империи», по которому исполнительное производство было возложено на полицию: квартальных и становых приставов, во главе которых стояли управы благочиния.

Поворотом в исполнительном производстве явилась судебная реформа 1864 года, возродившая в органах юстиции должность судебного пристава. В частности, был принят Устав гражданского судопроизводства, при составлении которого использовался, в частности, Французский гражданский кодекс — классический образец рецепции римского права2 Васковский Е.В. Курс гражданского процесса. М., 2004, Т.1. С. 606.. Однако участие полиции в исполнительном производстве ещё сохранялось. Правовая регламентация института приставов даётся в главе I раздела IX Учреждений судебных установлений, посвящённой «лицам, состоящим при судебных местах». До реформы 1964г. судебные приставы имелись лишь при коммерческих судах и иногда именовались судебной полицией. После утверждения Судебных уставов судебные приставы стали состоять при кассационных департаментах правительствующего сената, при судебных палатах и при окружных судах. В мировых и волостных судах такая должность не предусматривалась.

Судебные приставы, состоящие при окружных судах и судебных палатах, назначались председателями палат, а состоящие при кассационных департаментах — соответствующими прокурорами. Судебным приставам присваивались классные чины, которые определяли размер их жалования. Кроме того, закон предусматривал для них особое вознаграждение «соразмерно их трудам и местным обстоятельствам».

Обязанности судебных приставов были изложены не только в Учреждении судебных установлений, но также в уставах гражданского и уголовного судопроизводства. На этих должностных лиц, независимо от того, при каких судах они состояли, возлагалось «сообщение тяжущимся повесток и бумаг по делам, производившимся в сих местах и исполнение действий» по поручению председателя данного суда. На практике руководители судов поручали судебным приставам обеспечивать порядок в судах и судебных заседаниях, «доставление» участвующих в деле лиц, содействовать подготовке дела к слушанию и др. Однако главной обязанностью судебных приставов было исполнение судебных решений. Эта обязанность возлагалась только на тех судебных приставов, которые состояли при окружных судах. При исполнении судебных решений судебные приставы для осуществления своих обязанностей получали значительные денежные суммы.

С целью предотвращения их растраты и присвоения, при приёме на должность закон требовал от кандидатов внесения залога «на случай убытков, могущих произойти от неправильных их действий». Размер залога, который в различных округах был неодинаковым, определялся в соответствии с законом по представлению министра юстиции. Так, в петербургских и московских судебных округах сумма залога равнялась 600 рублям. Закон предусматривал возможность наложения дисциплинарного взыскания или привлечения к уголовной ответственности пристава в случае совершения им противоправного деяния или превышения власти. В соответствии со ст.329 Учреждений судебных установлений председатель суда, при котором состоял пристав, а в кассационном департаменте сената — обер-прокурор были вправе сделать судебному приставу замечание или выговор, или подвергнуть его аресту до 7 суток. На пристава могло быть, кроме того, наложено денежное взыскание («начёт») в порядке дисциплинарного производства. В ряде случаев предусматривалась судебная ответственность. Если в результате волокиты, бюрократизма, и иных каких-либо злоупотреблений со стороны судебного пристава нарушались имущественные интересы частных лиц, возмещение убытков производилось по решению суда из представленного приставом залога. Если же ущерб превышал сумму залога, взыскание обращалось на имущество пристава.

Судебные приставы могли избирать и образовывать товарищества и Совет. К полномочиям Совета, в частности, относилось, наблюдение за действиями судебных приставов во время исполнения ими судебных обязанностей; рассмотрение жалоб частных лиц на действия судебных приставов при исполнении служебных обязанностей; денежное вознаграждение приставов, добросовестно исполняющих свои обязанности; наложение на судебных приставов дисциплинарных взысканий, а в случае совершения ими серьёзных правонарушений, рассмотрение вопроса о привлечении их к судебной ответственности.

Наказания, которые мог применить к приставу сам совет, прямо предусмотрены законом: предостережение, замечание, выговор (ст.341 Учреждений судебных установлений). В тех округах, где были избраны советы судебных приставов, общее собрание могло обратиться к судебной палате с просьбой о возвращении внесённых залогов и «разрешении образовать товарищество судебных приставов с круговой друг за другом порукой в возмещении убытков, причинённых кем-либо из них при исполнении служебных обязанностей». После Октябрьской революции в начале 20-х годов институт судебных приставов как самостоятельная, отдельная от суда структура был упразднён и вместо него образованы судебные исполнители, подчинявшиеся председателю суда и размещавшиеся в здании суда. Объясняя отказ от некоторых начал в судопроизводстве как чисто буржуазных и потому чуждых пролетарскому праву и пролетарскому правосудию П.И. Стучка, один из марксистских теоретиков в области права, отмечал, что «. углублённая и научная постановка указанных вопросов заставила создателей нового социалистического правосудия прийти к выводу, что данные правовые начала или принципы не представляют собой культурные завоевания, которые должны быть сохранены социалистическимправом» Стучка П.И. Избранные труды по марксистско-ленинской теории права. Рига, 1964. С. 436.. И это было вполне объяснимо — в первые годы развития социалистической правовой науки некоторые теоретики отрицали преемственность между историческими типами права, и особенно между буржуазным и социалистическим Морозов В.П. Правовые взгляды и учреждения при социализме. М, 1967. С.39.. Институт судебных приставов в России был восстановлен в 1997г. после вступления в силу Федеральных законов » О судебных приставах» и » Об исполнительном производстве», которыми была создана единая вертикальноинтегрированная Служба судебных приставов.

Введение института предварительного исполнения в современное российское право могло бы стать существенным дополнением к действующей системе исполнительного производства. Существующие меры по обеспечению иска в должной мере не защищают интересов истца и во многом предоставляют ответчику возможность скрывать имеющееся у него имущество, а также затягивать исполнение решения. Возможность предварительного исполнения решения будет стимулировать ответчика к достижению соглашения с истцом и значительно ускорит реальное исполнение судебных решений.

Таким образом, можно сделать вывод об определенной преемственности с поправкой на временные рамки общих правил исполнительного производства.

1.2 Понятие и механизм исполнительного производства

Основным нормативным актом, раскрывающим сущность исполнительного производства, определяющим порядок исполнения исполнительных документов являются Федеральный закон № 229-ФЗ от 02.10.2007 г. «Об исполнительном производства». Для повышения эффективности исполнения решений актов компетентных органов, законодателем также разработан Федеральный закон № 118-ФЗ от 21.07.1997 г. «О судебных приставах». Так же к федеральным законодательным актам, определяющим особенности исполнительного производства в отдельных сферах правового регулирования являются — Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Арбитражный процессуальный кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ, Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) и др.

Изучение данных нормативных актов и научной литературы позволяет раскрыть содержание понятия исполнительного производства и механизм его функционирования, а также рассмотреть общее и различное в процессе исполнения исполнительных документов по спорам имущественного и неимущественного характера.

Исполнительное производство представляет собой установленный законом порядок принудительной реализации актов юрисдикционных органов, имеющей своей целью обеспечение реальной защиты нарушенных или оспоренных субъективных материальных прав или охраняемых законом интересовТреушников М.К. / Гражданский процесс. — М., 2007. — С.381, гарантируя тем самым государственную защиту прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Рос. Газета. — 25.12.1993. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) Парламентская газета. № 4., 29.01.2009.— Ст. 45..

В порядке исполнительного производства исполняются решения судов общей юрисдикции, акты арбитражных судов, а также акты иных несудебных органов и должностных лиц. Общим для этих актов является указание в них на необходимость исполнения обязанности в пользу конкретного субъекта. Следует отметить, что не все юрисдикционные акты подлежат исполнению. Решения, выносимые по искам о признании, не подлежат принудительному исполнению по правилам исполнительного производства. Они констатируют наличие или отсутствие правоотношения и реализуются в зависимости от волеизъявления заинтересованных лиц государственными и иными органами и должностными лицами. Не подлежит принудительному исполнению также большинство решений по делам особого производства и решения по ряду категорий дел, возникающих из публично-правовых отношений Демичев А. / Исполнение судебных исполнительных документов: проблемы правоприменения и перспективы правотворчества. — М., 2005. — С.34;.

Основным и обязательным субъектом правоотношений, возникающих в исполнительном производстве, является судебный пристав-исполнитель. Вся его деятельность направлена на достижение конечной цели исполнительного производства — быстрое и реальное исполнение судебных и несудебных актов. Для достижения указанной цели судебный пристав-исполнитель осуществляет принудительное исполнение в пределах полномочий, которыми наделило его государство, то есть принятие мер государством по осуществлению требования истца к ответчику, признанного судом правомерным, образует производство по исполнению решений или исполнительное, принудительное производство Власов А.А. / Гражданское исполнительное право. М., 2004. С. 318;.

Требования судебного пристава обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан на территории Российской Федерации. Невыполнение требований судебного пристава и действия, препятствующие исполнению возложенных на него обязанностей, влекут ответственность в порядке, установленном законом. При этом ответственность предусмотрена нормами исполнительного, административного и уголовного законодательстваФедеральный закон «О судебных приставах» от 21 июля1997 г. № 118-ФЗ (ред. от 03.03.2007) // Собр. Законодательства РФ. 1997. № 30. Ст. 14..

Обязательность требований судебного пристава-исполнителя в части исполнения судебных актов обусловлена ст.6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 №1 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» согласно которой вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов РФ являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» от 31.12.1996 №1-ФКЗ // СЗ РФ. 1997. №1 Ст.1;2001 №51 Ст. 4825; 2005. №15. Ст.1274 (с посл. изм от. 06.12.2011г.)

Требования должны быть законными, то есть вытекать из содержания исполнительного акта и соответствовать установленным в законе порядку и полномочиям судебного пристава-исполнителя.

Основными субъектами правоотношений, возникающих в исполнительном производстве, являются стороны: 1) взыскатель — гражданин или организация, в пользу или в интересах которых выдан исполнительный документ; 2) должник — гражданин или организация, обязанные по исполнительному документу совершить определенные действия (передать денежные средства и иное имущество, исполнить иные обязанности или запреты, предусмотренные исполнительным документом) или воздержаться от их совершения Кузнецов В.Ф./Система исполнительного производства .(диссертац.) Челябинск, 2004. С.75-79..

Помимо основных участников исполнительного производства, имеются лица, содействующие исполнению: работники милиции, переводчики, понятые, специалисты, хранители имущества, специализированные организации, занимающиеся реализацией имущества должника и др.

Исполнительное производство возбуждается предъявлением исполнительных документов ко взысканию. Никакие другие исполнительные документы, кроме указанных в законе не могут быть основанием для возбуждения исполнительного производства.

Исполнительными документами согласно п.1 ч.1 ст.12 Закона об исполнительном производстве являются:

1. Исполнительные листы выдаваемые судами общей юрисдикции и арбитражными судами на основании принимаемых ими судебных актов;

2. Судебные приказы;

3. Нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов или их нотариально удостоверенные копии;

4. Удостоверения выдаваемые комиссиями по трудовым спорам;

5. Акты органов осуществляющие контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные или иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований;

6. Судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях;

7. Постановления судебного пристава-исполнителя;

8. Акты других органов в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Согласно ч.2 ст. 12 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случае утраты подлинника исполнительного документа основанием для исполнения является его дубликат, выдаваемый в установленном порядке судом, другим органом или должностным лицом, принявшим этот акт.Федеральный закон от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» // Парламентская газета. № 131. 10.10.2007.Ст.12 Дубликат выдается тем же органом, который и вынес его. Дубликат имеет такую же юридическую силу как и утраченный документ.

Возбуждение исполнительного производства — первый этап процесса исполнения исполнительного документа. Если не истек срок предъявления исполнительного документа к исполнению и он соответствует требованиям закона, судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок выносит постановление о возбуждении исполнительного производства.

Исполнительное производство возбуждается судебным приставом-исполнителем на основании поступившего исполнительного документа. К исполнительному документу обязательно должно быть приложено заявление взыскателя либо его представителя. Исполнительный документ может быть направлен лично либо направлен по почте либо доставлен через курьераИсполнительное производство / под ред. Я.Ф. Фархтдинова. — СПб., 2004. — С. 164..

Часть 3 ст. 319 АПК предусматривает, что исполнительный лист может быть направлен самостоятельно арбитражным судом на исполнение по ходатайству взыскателя. Исключение составляют исполнительные листы выданные на взыскание денежных средств в доход бюджетаАрбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации №95-ФЗ от 24.07.2002// Российская газета №137 от 24.07.2002.( ред. от 08.12.2011 №442 — ФЗ) ч.3 ст.319.

Закон об исполнительном производстве 1997 года не содержал норм определяющих срок передачи исполнительных документов судебному приставу-исполнителю с момента поступления их в канцелярию подразделения службы судебных приставов. Указанный срок был установлен п. 2.3. инструкции по документационному обеспечению (делопроизводству) исполнительных производств в структурных подразделениях территориальных органов ФССП России, утвержденной приказом Минюста России от 31.01.2006 №13 Инструкция по документационному обеспечению (делопроизводству) исполнительных производств в структурных подразделениях территориальных органов ФССП России, утвержденной приказом Минюста России от 31.01.2006 №13 п.2.3..

В соответствии с п.7 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве» заявление взыскателя и исполнительный документ передаются судебному приставу в трехдневный срок со дня их поступления в службу судебных приставов.

В трехдневный срок судебный пристав-исполнитель со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.

Если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, то он после поступления в подразделение немедленно передается судебному приставу-исполнителю, чьи полномочия распространяются на территорию где оно должно быть совершено. Решение в таких случаях о возбуждении исполнительного производства либо о его отказе судебный пристав должен принять в течении одних суток с момента поступления исполнительного документаФедеральный закон от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» // Парламентская газета. № 131 от 10.10.2007г.. (с изменениями и дополнениями от 07.12.2011г. №415-ФЗ).Ст.30.

Согласно п.3ст.47 ФЗ «Об исполнительном производстве» окончание исполнительного производства оформляется путем вынесения постановления об окончании исполнительного производства, которое может быть обжаловано в 10-дневный срок.

Окончание исполнительного производства представляет собой завершение возбужденного ранее исполнительного производства в структурном подразделении территориального органа службы судебных приставов.

Исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случаях:

— фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. В данном случае, принимая решение об окончании исполнительного производства, судебный пристав- исполнитель должен установить, что требование, содержащееся в исполнительном документе, выполнено в полном объеме;

— фактического исполнения за счет одного или нескольких должников требования о солидарном взыскании, содержащегося в исполнительном документе. Сводное исполнительное производство о солидарном взыскании подлежит окончанию в случае полного погашения долга по исполнительному документу. При этом не имеет значения, какая сумма взыскана с каждого из должников, поскольку исполнение солидарной обязанности полностью одним из должников освобождает остальных должников от исполнения кредитору. При этом должник, оплативший долг целиком или его большую часть, вправе требовать возмещения ущерба с других должников в регрессном порядке;

-возвращения взыскателю исполнительного документа по основаниям, установленным ст. 46 Закона об исполнительном производстве. Указанная статья допускает окончание исполнительного производства и возврат исполнительного документа взыскателю в случае, когда взыскание по исполнительному документу не производилось или произведено частично;

-возвращения исполнительного документа по требованию суда, другого органа или должностного лица, выдавших исполнительный документ. Решение об окончании исполнительного производства принимается судебным приставом-исполнителем на основания письменного требования указанных лиц. Например, ч. 4 ст. 428 ГПК предусматривает, что исполнительный лист, выданный до вступления в законную силу судебного постановления за исключением случаев немедленного исполнения, является ничтожным и подлежит отзыву судом, вынесшим судебное постановление;Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 г. № 138-ФЗ // Российская газета от 20.11.2002 г. №220 (ред. от 06.02.2012 №6-ФЗ)

-направления исполнительного документа из одного подразделения судебных приставов в другое. Исполнительное производство может быть передано из одного структурного подразделения территориального органа службы судебных приставов в другое. Но в настоящее время законом №389-ФЗ от 03.12.2011 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в соответствии с которыми исполнительное производство подлежащее передаче в другое подразделение судебных приставов не оканчивается, как это было предусмотрено ранее, а передается без окончания на исполнение в соответствующее подразделение судебных приставов, вместе с вынесенным судебным приставом-исполнителем постановлением о передаче исполнительного производства, подлинником исполнительного документа и материалами исполнительного производства. При этом при вынесении постановления о передаче исполнительного производства не отменяются розыск должника его имущества, розыск ребенка, а так же ограничения, установленные для должника Бюллетень Управления ФССП по Республике Башкортостан. О федеральных законах регулирующих, регулирующих деятельность ФССП России. №1/2012. ГУП ИПК МВД по РБ. Уфа. 1/2012 С.37.

— ликвидации должника-организации и направления исполнительного документа в ликвидационную комиссию (ликвидатору), за исключением исполнительных документов, указанных в ч. 4 ст. 96 Закона об исполнительном производстве. В данном случае не подлежат передаче в ликвидационную комиссию (ликвидатору) исполнительные документы о признании права собственности, компенсации морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о применении последствий недействительности сделок, а также о взыскании задолженности по текущим платежам;

— признания должника-организации банкротом и направления исполнительного документа конкурсному управляющему, за исключением исполнительных документов, указанных в ч. 4 ст. 96 Закона об исполнительном производстве;

— направления копии исполнительного документа в организацию для удержания периодических платежей, установленных исполнительным документом. В данном случае предусматривается, что при необходимости исполнения требований исполнительного документа по месту работы должника в организацию или лицу, производящему удержания из заработной платы исполнения, направляется соответствующее постановление судебного пристава-исполнителя и копия исполнительного документа;

— истечения срока давности исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении (с учетом положений, предусмотренных ч. 9 ст. 36 Закона об исполнительном производстве) независимо от фактического исполнения этого акта.

В постановлении об окончании исполнительного производства отменяются все ранее установленные ограничения и меры принудительного исполнения.

Копии постановления не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляются сторонам исполнительного производства, в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (в обязательном порядке);

2. П РАВА И ОБЯЗАННОСТИ СУДЕБНОГО ПРИСТАВА-ИСПОЛНИТЕЛЯ

2.1 Основные права судебного пристава-исполнителя как государственного служащего

судебный пристав исполнительный государственный

Принудительное исполнение юрисдикционных актов является неотъемлемой частью правосудия. Так, в решениях Европейского суда по правам человека последовательно находит свое отражение позиция, согласно которой исполнение решения, вынесенного любым судом, должно рассматриваться как «часть суда». При этом осуществление исполнительного производства возложено на орган исполнительной власти — ФССП России, государственным служащим которой и выступает судебный пристав-исполнитель.

Законодательство, определяющее статус судебного пристава-исполнителя, весьма разнообразно как по видам актов, так и по кругу регулируемых им вопросов. Прежде всего, судебный пристав-исполнитель по своему статусу является государственным служащим и для решения стоящих перед судебным приставом задач он должен руководствоваться нормативными правовыми актами только федерального уровня, особое место среди которых занимает Конституция РФ.

Принципиально важным для судебного пристава является конституционное положение о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и их защита — обязанность государства. Более того, в России гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина (ч. 1 ст. 45). Собственно говоря, приведенные положения должны лежать в основе деятельности всех органов государственной власти. Особое значение они имеют и для службы судебных приставов.

Должность судебного пристава-исполнителя относится к старшей должности государственных должностей федеральной государственной службы категории «В», учреждаемых для обеспечения деятельности территориального органа федерального органа исполнительной власти Указ президента РФ от 31.12.2005 г. №1574 «О Реестре должностей Федеральной государственной гражданской службы» Российская газета №3968 от 12.01.2006 г. (посл. изм. 17.02.2012)..

Гражданский служащий в соответствии со ст. 13 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» является гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской ФедерацииФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» №79-ФЗ// РГ №3539 от 31.07.2004 г.( с изм. 06.12.2011 №395-ФЗ).

Для замещения должности судебного пристава кандидат должен во-первых, быть гражданином Российской Федерации, во-вторых, достигнуть возраста 20 лет, в третьих быть способным по своим деловым и личным качествам исполнять обязанности судебного пристава и, наконец, обладать состоянием здоровья, позволяющим лицу замещать должность судебного пристава. Следует учитывать, что в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 2009 г. N 194-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О судебных приставах» по истечении трех лет со дня его официального опубликования, т.е. с 21 июля 2012 г., в ч. 1 статьи слова «двадцатилетнего возраста» будут заменены словами «возраста 21 года», после слов «старшего судебного пристава» будет дополнение словами «заместителя старшего судебного пристава»Федеральный закон N 194-ФЗ от 19.07.2009 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «О судебных приставах».

Кроме того Федеральным законом от 06.12.2011 года №410 ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон «О судебных приставах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» уточнены требования предъявляемые к лицу назначаемые на должность судебного пристава-исполнителя. В частности на должность судебного пристава не может быть назначен гражданин, который был осужден за преступление по приговору суда вступившему в законную силу, имеет или имел судимость которая снята или погашен, в отношении которого осуществляется уголовное преследование либо прекращено уголовное преследование за истечением срока давности, в связи с примирением сторон , в следствие акта об амнистии или в связи с деятельным раскаянием.

Кроме того на должность будут назначаться лица имеющие только высшее юридическое или экономическое образование.Бюллетень Управления ФССП по Республике Башкортостан. О федеральных законах регулирующих, деятельность ФССП России. №1/2012. ГУП ИПК МВД по РБ. Уфа. 2012. С.36

Судебный пристав-исполнитель, выступая как государственный служащий, имеет следующие права:

Право на ознакомление с должностным регламентом и документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой государственной должности, критерии оценки качества работы и условия продвижения по службе, а также организационно-технические условия, необходимые для исполнения им должностных обязанностей.

Чёткое письменное закрепление функций государственного служащего исключает возложение на него заданий, выходящих за пределы его полномочий, позволяет в максимальной мере избежать субъективных неточностей в оценке качества его работы и в то же время выявить как отличившегося работника, так и виновника служебных упущений, если таковые будут иметь место.

Право на получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей.

Указанное право имеет важнейшее значение для судебного пристава-исполнителя, поскольку предоставляет ему возможность доступа практически к любой информации — требовать предоставления различных документов (выписок из них либо копий), сведений, материалов, доступа к базам данных, хранящимся в памяти компьютеров, и т.д. Это требование может быть направлено в адрес любых лиц — государственных и местных органов, граждан, организаций любых организационно-правовых форм.

Право на доступ в установленном порядке для исполнения должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации. Данное право непосредственно связано с вышеназванным правом государственного служащего на получение информации. Оно обеспечивает осуществление судебным приставом-исполнителем всех основных его служебных функций, особенно в случаях принудительного исполнения. Он может требовать пропуска в любое помещение (на территорию), если это необходимо для осуществления его должностных обязанностей; и охрана, в том числе вооружённая, не является препятствием для проникновения пристава в помещение (например, банка) или на территорию.

Право на участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной должности государственной службы. Конкурс на замещение вакантных государственных должностей является одной наиболее справедливых форм проявления принципа равного доступа граждан к государственной службе, закреплённого ч.4 ст.32 Конституции РФ.

Право на продвижение по службе, увеличение денежного содержание с учётом результатов и стажа работы и уровня квалификации.

При наличии соответствующих условий государственный служащий вправе ставить перед своими руководителями вопрос о присвоении ему квалификационного разряда (звания), увеличения денежного содержания, продвижении по службе и т.д. Такими условиями являются, например, общая выслуга лет, длительность работы по специальности, получение профессионального образования или повышение квалификации, которая соответствует более высокой, чем занимаемая, должности.

Право на отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и не рабочих праздничных дней, а так же ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков.

Право на ознакомление со всеми материалами своего личного дела, отзывами о своей деятельности и другими документами до внесения в личное дело, приобщение к личному делу своих объяснений.

Личное дело государственного служащего является важнейшим источником документов, подтверждающих его служебную биографию. Право знакомиться с ним даёт возможность контролировать объективность заносимых сведений (до помещения документов в дело), требовать изменения их содержания, обжаловать в суд либо в вышестоящий орган. Но нельзя требовать изъятия документов из личного дела, поэтому все перипетии спора получат своё отражение в личном деле. Государственный служащий может ознакомиться с материалами дела и снимать с них копии не только лично, но также через иное доверенное лицо (адвоката и т.п.). Вместе с тем, личное дело государственного служащего без его согласия не может быть направлено в другое ведомство (министерство).

Право на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку в порядке установленном Федеральным законом.

Профессиональная подготовка — важнейший показатель квалификации государственного служащего и непременное условие надлежащего качества исполнения должностных функций. Анализируемое право закрепляет за государственным служащим возможность получить профессиональную подготовку в процессе прохождения службы (подготовиться к занятию более высокой должности, к участию в конкурсе либо к сдаче профессиональных экзаменов и т.д.).

Подобные документы

Правовой статус судебного пристава-исполнителя. Федеральные законы «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве». Основные права и обязанности судебного пристава-исполнителя как государственного служащего. Ограничения, связанные со службой.

контрольная работа [41,0 K], добавлен 17.01.2009

Организационно-правовые основы деятельности службы судебных приставов. Права и обязанности судебного пристава-исполнителя. Понятие, процедуры, этапы, стадии исполнительных действий. Условия возбуждения и основания прекращения исполнительного производства.

отчет по практике [34,9 K], добавлен 26.09.2009

Государственная служба судебных приставов. Принудительное исполнение судебных решений и постановлений как основные обязанности судебного пристава. Правовой статус и ограничения, связанные с государственной службой. Обжалование действий судебного пристава.

презентация [32,9 K], добавлен 11.12.2011

Понятие и виды судебной деятельности. Общие положения и тактика деятельности судебного пристава. Психология деятельности судебного пристава. Оружие, технические и специальные средства Службы судебных приставов. Взаимодействие службы судебных приставов.

дипломная работа [99,3 K], добавлен 08.12.2007

Возбуждение исполнительного производства. Рассмотрение жалобы в судебном порядке. Действия судебного пристава-исполнителя. Отсрочка или рассрочка исполнения судебного акта, изменение способа и порядка его исполнения. Государственная регистрация имущества.

контрольная работа [32,6 K], добавлен 12.09.2010

История возникновения, задачи и функции Федеральной службы судебных приставов. Виды исполнительных документов. Полномочия судебного пристава-исполнителя по обеспечению установленного порядка деятельности судов. Административный регламент деятельности.

дипломная работа [69,6 K], добавлен 28.04.2011

Подсудность дел о разрешении вопросов исполнительного производства в рамках судебного контроля. Возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями судебного пристава-исполнителя. Защите прав лиц, не участвующих в исполнительном производстве.

контрольная работа [19,1 K], добавлен 12.09.2010

Субъекты обжалования действий судебного пристава-исполнителя. Проблемы разрешения споров, связанных с применением ФЗ «Об исполнительном производстве». Отсрочка или рассрочка исполнения судебных актов. Защита прав участников исполнительного производства.

курсовая работа [42,7 K], добавлен 07.02.2016

Исполнительное производство как деятельность суда, судебного пристава-исполнителя, сторон и других лиц по принудительному осуществлению требований судебных актов или актов других юрисдикционных органов. Взаимосвязь участников производства, их действия.

контрольная работа [63,2 K], добавлен 17.07.2013

История развития Службы судебных приставов. Организация деятельности Федеральной Службы судебных приставов Министерства юстиции РФ, территориальных органов и отделов исполнительной власти. Права, обязанности и ответственность судебного пристава.

курсовая работа [60,5 K], добавлен 23.02.2008

Служебные права и обязанности судебного служащего – пристава исполнителя.

Судебный пристав-исполнитель – это лицо, которое занимает соответствующую должность. В его компетенции исполнять решения и постановления, а также определения суда и других уполномоченных органов.

Главной обязанностью судебного пристава-исполнителя является исполнение решений суда, а также взыскание денежных сумм.

Пристав может взыскать как денежные суммы, так и наложить арест на наличные средства или средства, которые лежат на счетах должника, может производиться арест имущества.

Еще одна мера, которую может наложить судебный пристав-исполнитель на обвиняемого – это запрет выезда за пределы РФ, он может также запретить выдачу загранпаспорта этому лицу.

Чтобы представлять свои права и выполнять законные должностные обязательства, пристав-исполнитель должен иметь при себе удостоверение соответствующего образца, а также исполнительный документ, который выдается судом или исполнительным органом, который уполномочен на данное проведение мер.

В каких ситуациях пристав-исполнитель не может вести дело?

Судебный пристав-исполнитель не имеет право вести свою профессиональную деятельность, если он является родственником одной из сторон дела или заинтересован в исходе исполнения производства.

Если имеются такие основания, то судебный пристав самостоятельно должен объявить самоотвод. Но это могут сделать взыскатель и должник.

Правовые обязанности пристава-исполнителя

Документ, который регламентирует права и обязанности пристава-исполнителя – это Закон «Об исполнительном производстве». Основные же обязанности государственного служащего описаны в статье 10 ФЗ «Об основах государственной службы РФ».

Судебный пристав-исполнитель обязан добросовестно исполнять свои должностные обязанности. Обязан соблюдать законные интересы граждан. Такая обязанность государственного служащего четко прописана в Конституции, где установлено, что обязанность государства заключается в признании, защите прав и свобод человека.

Так же в обязанности пристава входит исполнение приказов, распоряжений и указаний вышестоящих лиц, которые отданы в пределах их законных полномочий.

Такая обязанность предполагает не только точное знание соответствующих законов и нормативных актов, но также и четкое следование им в целях полезных обществу. Исполняя свои обязанности, пристав не должен выходить за допустимые рамки, не превышать своих полномочий и не злоупотреблять ими.

Эта обязанность применима к судебному приставу-исполнителю, в ней выражены основные его функции – удовлетворить судебный или иной акт, обеспечить соблюдение прав и законных интересов граждан в целях оказания им помощи.

Существуют и определенные ограничения, касающиеся приказов: они должны быть законными, а также соответствовать должностным полномочиям руководителя, который их отдает.

Каков будет размер госпошлины при разводе – http://pravoin.com/semeinoe-pravo/alimentyi-i-razvod/gosposhlinyi-pri-razvode.html. За что взимается плата во время судебного иска?

Если, к примеру, у судебного-пристава исполнителя какое-то распоряжение вызвало малейшие сомнения относительно правомерности, то он должен очень быстро сообщить о своих сомнениях старшему судебному приставу всего подразделения, в котором он несет службу.

Неся свою службу, в пределах должностных обязательств, пристав-исполнитель должен рассматривать обращения граждан, общественных объединений, государственных органов с и прочих организаций своевременно, и принимать решения в определенном порядке. Сроки и порядки также отмечены специальным Указом.

Пристав-исполнитель обязуется соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, а также все должностные инструкции и порядок работы со служебной информацией. Обязанностью пристава является и поддержание уровня квалификации, который необходим для исполнения работы.

От него требуется иметь подготовку профессионального характера. Обязанностью является и хранение профессиональной тайны, не разглашать информацию, связанную с ведением дел.

Обязанности судебного пристава-исполнителя по взысканию долга

В процессе работы пристава-исполнителя, имеются определенные обязательства, без которых качественной работы не будет:

  • при совершении действий исполнительного характера получать необходимые сведения, проверять факты, наводить справки;
  • входить в помещения, хранилища, офисы, которые занимает должник, осматривать их, вскрывать хранилища, если это необходимо;
  • арестовывать и изымать арестованное имущество, налагать арест на денежные средства;
  • объявлять должника в розыск, а также его имущества;
  • вызывать граждан и должностных лиц по документам исполнительного значения, которые находятся в производстве.

Обязанности пристава-исполнителя по алиментам

Судебные приставы-исполнители применяют к должникам по алиментам все меры, которые предписаны нашим действующим законодательством.

А именно: они осуществляют выездные мероприятия к месту проживания неплательщика. Целью выезда является установление имущественного положения.

Приставы-исполнители должны выяснить, почему человек уклоняется от уплаты денежных средств. Источник для взыскания алиментов – это зарплаты должника или другие варианты дохода.

Чтобы правильно произвести процедуру взыскания алиментов, пристав посылает исполнительный лист в организацию, где работает этот человек. Между организацией и приставом-исполнителем может быть составлено соглашение с участием нотариуса, которое подтверждает выплату алиментов путем исчисления из зарплаты.

Пристав-исполнитель может предпринять и более серьезные меры: направить запрос в отделение банка, которое обслуживает неплательщика.

В обязанности судебного пристава входит и определение размера задолженности: основанием для этого служит установленный размер выплат судебным решением или устном соглашением сторон. Судебный пристав должен выяснить всю информацию о материальном положении каждого должника, дела которых он ведет.

Теперь узнаем как получить лицензию на алкоголь. Какие документы для этого нужны?

Перейдя по ссылке можно посмотреть все важные факты получения прав после лишения.

Обязанности по исполнительному производству

Пристав-исполнитель является участником исполнительного производства, точно также, как и судья. Но пристав исполняет постановление суда.

Закон об “Исполнительном производстве” предусматривает внесение судебным приставом постановлений следующего рода:

  • о возбуждении исполнительного производства;
  • о возвращении документов исполнительного характера, которые были переданы с нарушением установленных требований;
  • об отложении исполнения;
  • о возвращении исполнительных документов в суд или другой орган, который их выдал;
  • об окончании производства;
  • о розыске должника;
  • о взыскании исполнительного сбора;
  • о наложении штрафных санкций.

Статья написана по материалам сайтов: studopedia.ru, knowledge.allbest.ru, pravoin.com.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector