+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Международный отдел судебных приставов 2019 год

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ

30 июля 2014 г. N 0007/18

И.о. директора Федеральной службы

главного судебного пристава

ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СУДЕБНОГО ПРИСТАВА-ИСПОЛНИТЕЛЯ

ПО ИСПОЛНЕНИЮ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ В РАМКАХ

I. Общие положения

Настоящие рекомендации подготовлены в целях надлежащей организации деятельности структурных подразделений центрального аппарата ФССП России и территориальных органов ФССП России в сфере оказания международной правовой помощи при исполнении судебных актов и актов других органов и должностных лиц.

Данные рекомендации разработаны в соответствии с федеральными законами от 02.10.2007 N 229-ФЗ Об исполнительном производстве», от 21.07.1997 N 118-ФЗ «О судебных приставах», приказом Минюста России от 24.12.2007 N 249 «Об утверждении Методических рекомендаций об организации работы по исполнению международных обязательств Российской Федерации в сфере правовой помощи».

II. Организация исполнения судебных актов, актов

других органов и должностных лиц в отношении иностранных

физических и юридических лиц

1. Основная особенность исполнения на территории Российской Федерации решений, вынесенных иностранными судами, состоит в том, что оно регулируется положениями договоров, в которых участвует Российская Федерация и нормами действующего законодательства Российской Федерации.

Исполнительные документы, выданные судами иностранных государств и поступившие в структурные подразделения центрального аппарата ФССП России и территориальных органов ФССП России без разрешения принудительного исполнения судебного решения на территории Российской Федерации, подлежат возврату взыскателю или в суд, направивший документ, с разъяснениями о необходимости признания решения иностранного суда на территории Российской Федерации в соответствии с требованиями международных договоров.

В данном случае в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, поскольку исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов.

Исключение составляют исполнительные документы, выданные экономическими судами Республики Беларусь, и направляемые для исполнения компетентным органам Российской Федерации в соответствии с Соглашением между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о порядке взаимного исполнения судебных актов арбитражных судов Российской Федерации и хозяйственных судов Республики Беларусь от 17.01.2001 (далее — Соглашение).

В соответствии со ст. 1 Соглашения судебные акты компетентных судов Сторон не нуждаются в специальной процедуре признания и исполняются в таком же порядке, что и судебные акты судов своего государства, на основании исполнительных документов судов, принявших решения.

Под компетентными судами понимаются арбитражные суды Российской Федерации и экономические суды Республики Беларусь.

2. Исполнительные документы, выданные компетентным судом Российской Федерации на основании решения иностранного суда, исполняются судебными приставами-исполнителями в порядке, установленном Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Перечень государств, с которыми Российской Федерацией заключены договоры о правовой помощи, предусматривающие взаимное признание и исполнение судебных решений, размещен на официальном сайте Федеральной службы судебных приставов в разделе «Деятельность — Международное сотрудничество» (прилагается).

Следует учесть, что на сегодняшний день объем международных договоров о правовой помощи, заключенных Российской Федерацией с иностранными государствами, включает в себя взаимное признание и исполнение решений судов по гражданским делам и приговоров по уголовным делам, в части возмещения ущерба, причиненного преступлением, что исключает исполнение приговоров в части взыскания штрафа и конфискации имущества, а также актов других органов по делам об административных правонарушениях, за исключением решений, вынесенных компетентными органами за нарушения правил дорожного движения.

Согласно ст. 2 Конвенции о взаимном признании и исполнении решений по делам об административных нарушениях правил дорожного движения от 28.03.1997, в рамках стран — участниц СНГ, Договаривающиеся Стороны признают решения компетентных органов, вынесенные за нарушения правил дорожного движения в отношении лиц, проживающих на территории одной из Договаривающихся Сторон.

Российская Федерация 22.07.2008 ратифицировала данную Конвенцию с заявлением, что органом, ответственным за направление и получение запросов, связанных с реализацией Конвенции, является федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области внутренних дел.

3. Исполнение решения российского суда на территории иностранного государства возможно при соблюдении следующих условий:

— между Российской Федерацией и государством, на территории которого предполагается исполнение судебного решения, заключен договор о правовой помощи, предусматривающий возможность взаимного исполнения судебных решений;

— данное решение должно пройти процедуру признания в компетентных органах иностранного государства, на территории которого предполагается исполнение судебного решения.

Исполнительные документы, выданные компетентными органами Российской Федерации, не имеют силы исполнительного документа на территории иностранного государства. Направление исполнительных документов для исполнения по территориальной принадлежности компетентным органам иностранных государств в соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» недопустимо.

Исключение составляют исполнительные документы, выданные арбитражными судами Российской Федерации и направляемые для исполнения компетентным органам Республики Беларусь в соответствии с вышеуказанным Соглашением.

В соответствии с письмом Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 03.10.2006 N 06-12/7248 исполнительное производство в экономическом суде Республики Беларусь может быть возбуждено на основании письменного заявления взыскателя с приложением оригинала исполнительного документа.

В заявлении о возбуждении исполнительного производства должны быть указаны:

— наименование экономического суда, в который подается заявление;

— юридический и почтовый адрес, расчетный счет должника, его учетный номер налогоплательщика, если взыскатель располагает такими сведениями;

— юридический и почтовый адрес, банковские реквизиты взыскателя для перечисления взыскиваемых сумм, его ИНН;

— дата вынесения и номер исполнительного документа, предъявляемого к исполнению, сведения о сумме, подлежащей взысканию по нему, принятых мерах по обеспечению иска, если таковые принимались.

Вышеуказанные материалы должны направляться в экономический суд, в пределах юрисдикции которого зарегистрирован должник — юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) или находится его имущество.

Согласно ст. 3 Соглашения исполнительный документ на взыскание денежных средств направляется взыскателем непосредственно в банк или иную кредитную организацию, обслуживающую должника, если взыскатель располагает сведениями об имеющихся там счетах должника и о наличии на них денежных средств. Банк или иная кредитная организация на основании исполнительного документа производит списание присужденной суммы со счета должника в таком же порядке, что и при получении указанных документов от организации, находящейся с банком или кредитной организацией на территории одного государства.

Если взыскатель такими сведениями не располагает или на счете должника недостаточно средств для погашения всей присужденной суммы долга, а также в иных случаях, исполнительный документ направляется взыскателем (или по его указанию банком либо иной кредитной организацией) судебному приставу-исполнителю для исполнения в соответствии с законодательством Стороны, на территории которой необходимо произвести исполнение.

4. Если в процессе исполнения исполнительного документа судебный пристав-исполнитель установит, что должник выехал на постоянное место жительства в иностранное государство и у него на территории Российской Федерации отсутствует имущество и денежные средства, на которые возможно обратить взыскание, судебный пристав-исполнитель в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» оканчивает исполнительное производство и исполнительный документ возвращается взыскателю с постановлением об окончании исполнительного производства. При этом взыскателю следует порекомендовать ходатайствовать перед компетентными органами иностранного государства, на территории которого проживает должник, об исполнении решения российского суда. При этом следует учитывать, что данные рекомендации могут быть даны только в случае наличия международного договора между Российской Федерацией и иностранным государством, предусматривающего взаимное признание и исполнение судебных решений.

Для разрешения вопроса об исполнении решения российского суда на территории иностранного государства в соответствии с имеющимся договором, лицу или организации, в пользу которых вынесено судебное решение, взыскателю необходимо обратиться к судье, вынесшему судебное решение, с письменным ходатайством о признании и разрешении принудительного исполнения на территории иностранного государства решения российского суда. Ходатайство адресуется компетентному суду иностранного государства.

Ходатайство взыскателя должно содержать следующую информацию:

— наименование взыскателя, а также его представителя, если ходатайство подается представителем, с указанием их постоянного места жительства, для юридического лица — его юридического и фактического адреса;

— наименование должника с указанием его постоянного или временного места жительства, для юридического лица — его юридического и фактического адреса;

— просьбу взыскателя о разрешении принудительного исполнения судебного решения, существо решения, кем и когда оно вынесено;

— банковские реквизиты для перечисления денежных сумм.

К ходатайству взыскателя судом приобщаются документы, предусмотренные международным договором:

— решение суда или его заверенная копия;

— справка о том, что решение вступило в законную силу, если это не следует из текста самого решения;

— справка о том, что сторона, против которой вынесено решение и которая не приняла участие в процессе, была своевременно и в надлежащей форме извещена о времени и месте судебного разбирательства;

— справка об исполнении или неисполнении судебного решения на территории Российской Федерации на день подачи ходатайства (по решениям о взыскании алиментов — за какой период они взысканы);

— нотариально заверенный перевод документов на язык государства, на территории которого запрашивается исполнение судебного решения, если таковой предусмотрен международным договором.

Все документы, включая ходатайство, заверяются печатью суда.

При оформлении ходатайства в отношении должников, проживающих на территории государства, с которым у Российской Федерации не заключен договор о правовой помощи, предусматривающий взаимное признание и исполнение судебных решений, а также, если объемом действующего договора данная процедура признания не предусмотрена (например, направление ходатайства, адресованного компетентным органам Финляндии), следует учитывать, что исполнение решения российского суда будет зависеть от компетентных органов соответствующего государства.

5. При поступлении к судебному приставу-исполнителю исполнительных документов, должниками по которым являются войсковые части Российской Федерации, дислоцирующиеся на территории государств — членов СНГ, необходимо учитывать следующее.

Поскольку территория пребывания должников находится под юрисдикцией Российской Федерации, положения Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским семейным и уголовным делам от 22.01.1993 (в редакции Протокола от 28.03.1997) не применимы.

До настоящего времени вопрос о месте возбуждения исполнительных производств, должниками по которым являются войсковые части Российской Федерации, дислоцирующиеся на территории государств — членов СНГ, нормативно не урегулирован.

Вместе с тем ч. 9 ст. 33 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» определено, что главный судебный пристав Российской Федерации или главный судебный пристав субъекта Российской Федерации в целях более полного и правильного осуществления исполнительного производства вправе передать исполнительное производство из одного подразделения судебных приставов в другое (в том числе на стадии возбуждения исполнительного производства).

В этой связи взыскателю следует рекомендовать направлять исполнительный лист и заявление о возбуждении исполнительного производства в центральный аппарат ФССП России, для принятия главным судебным приставом Российской Федерации решения о месте возбуждения исполнительного производства.

III. Оформление и направление запросов

о правовой помощи судебным приставом-исполнителем в рамках

возбужденного исполнительного производства компетентным

органам иностранных государств

1. В ходе исполнительного производства по исполнению решения российского или иностранного суда, признанного на территории Российской Федерации, у судебного пристава-исполнителя может возникнуть необходимость в получении дополнительной информации из компетентных органов иностранных государств.

В таких случаях судебный пристав-исполнитель может направить за рубеж запрос о правовой помощи.

При направлении компетентным органам иностранных государств запроса об оказании правовой помощи судебный пристав-исполнитель, прежде всего, должен учитывать:

— наличие международного договора между Российской Федерацией и государством, на территории которого запрашивается правовая помощь;

— предусматривает ли международный договор, в соответствии с которым направляется запрос, оказание запрашиваемой правовой помощи.

Обращаем внимание, что при оформлении запросов об истребовании из компетентных органов иностранных государств информации о наличии у должника имущества (движимого и недвижимого), необходимо учитывать размер взыскиваемых по исполнительному документу денежных средств.

Запрос следует оформлять в соответствии с разделом IV Методических рекомендаций об организации работы по исполнению международных обязательств Российской Федерации в сфере правовой помощи, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 24.12.2007 N 249, и информационным письмом ФССП России от 25.06.2014 N 00071/14/36650-СВС.

Надлежащим образом оформленный запрос, подготовленный судебным приставом-исполнителем структурного подразделения центрального аппарата ФССП России, направляется в отдел международного сотрудничества Правового управления ФССП России для проверки правильности оформления и дальнейшей передачи в Министерство юстиции Российской Федерации или Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту Российской Федерации.

Направление запросов судебных приставов-исполнителей непосредственно в компетентные органы иностранных государств, минуя аппарат управления территориального органа ФССП России, а также центральный аппарат ФССП России, недопустимо.

2. В процессе исполнительного производства чрезвычайно важным является факт получения стороной исполнительного производства соответствующего процессуального документа, оформленного судебным приставом-исполнителем (к примеру — постановления о возбуждении исполнительного производства).

В целях избежания признания незаконными действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя по надлежащему извещению (информированию) о действиях по принудительному исполнению судебных и иных актов, постановления судебного пристава-исполнителя по исполнительному производству рекомендуется направлять должнику путем оформления запроса, адресованного компетентному органу иностранного государства, в соответствии с Методическими рекомендациями об организации работы по исполнению международных обязательств Российской Федерации в сфере правовой помощи, утвержденными приказом Минюста России от 24.12.2007 N 249.

В запросе следует ссылаться на положения соответствующего международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым направляется запрос.

В случае если договор о правовой помощи между Российской Федерацией и иностранным государством не заключен, запрос оформляется в соответствии с Конвенцией о вручении судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам от 15.11.1965 (далее — Конвенция от 15.11.1965).

В данном случае запрос о вручении документов (вместе с основным содержанием подлежащих вручению документов), а также подтверждение о вручении документов в форме свидетельства оформляется в соответствии с прилагаемыми к Конвенции от 15.11.1965 образцами, составленными одновременно на русском и/или на английском и французском языках.

Необходимо отметить, что объем правовой помощи Конвенции не предусматривает производство отдельных процессуальных действий.

к Методическим рекомендациям

по организации работы судебного

пристава-исполнителя по исполнению

МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ПРАВОВОЙ

ПОМОЩИ, ПРЕДУСМАТРИВАЮЩИХ ПРИЗНАНИЕ И ИСПОЛНЕНИЕ

1. Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Народной Республикой Албанией об оказании правовой помощи по гражданским, семейно-брачным и уголовным делам от 30 июня 1958 г.

2. Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Алжирской Народной Демократической Республикой о взаимном оказании правовой помощи от 23 февраля 1982 г.

3. Договор между Российской Федерацией и Аргентинской Республикой о сотрудничестве и правовой помощи по гражданским, торговым, трудовым и административным делам от 20 ноября 2000 г.

4. Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Народной Республикой Болгарией о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам от 19 февраля 1975 г.

5. Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Венгерской Народной Республикой об оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам от 15 июля 1958 г. с Протоколом от 19 октября 1971 г.

6. Договор между Российской Федерацией и Социалистической Республикой Вьетнам о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам от 25 августа 1998 г.

7. Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Греческой Республикой о правовой помощи по гражданским и уголовным делам от 21 мая 1981 г.

8. Договор между Российской Федерацией и Арабской Республикой Египет о взаимной правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, коммерческим и семейным делам от 23 сентября 1997 г.

9. Договор между Российской Федерацией и Республикой Индией о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 21 декабря 1998 г.

10. Договор о взаимном оказании правовой помощи между Союзом Советских Социалистических Республик и Иракской Республикой от 22 июня 1973 г.

11. Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Королевством Испания о правовой помощи по гражданским делам от 26 октября 1990 г.

12. Договор между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам от 5 марта 1996 г.

13. Конвенция между Союзом Советских Социалистических Республик и Итальянской Республикой о правовой помощи по гражданским делам от 25 января 1979 г.

14. Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Народной Демократической Республикой Йемен о правовой помощи по гражданским и уголовным делам от 6 декабря 1985 г.

15. Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Республикой Кипр о правовой помощи по гражданским и уголовным делам от 19 января 1984 г.

16. Договор между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о правовой помощи по гражданским и уголовным делам от 19 июня 1992 г.

17. Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Корейской Народно-Демократической Республикой об оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам от 16 декабря 1957 г.

18. Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Республикой Куба о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам от 28 ноября 1984 г.

19. Договор между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 3 февраля 1993 г.

20. Договор между Российской Федерацией и Литовской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 21 июля 1992 г.

Это интересно:  Банк втб сотрудничает с судебными приставами 2019 год

21. Договор между Российской Федерацией и Республикой Молдова о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 25 февраля 1993 г.

22. Договор между Российской Федерацией и Монголией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам от 20 апреля 1999 г. с Протоколом от 12 сентября 2002 г.

23. Договор между Российской Федерацией и Республикой Польша о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам от 16 сентября 1996 г.

24. Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Румынской Народной Республикой об оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам от 3 апреля 1958 г.

25. Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Тунисской Республикой о правовой помощи по гражданским и уголовным делам от 26 июня 1984 г.

26. Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Чехословацкой Социалистической Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 12 августа 1982 г.

27. Договор между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 26 января 1993 г.

28. Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Федеративной Народной Республикой Югославией о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам от 24 февраля 1962 г.

29. Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о порядке взаимного исполнения судебных актов арбитражных судов Российской Федерации и хозяйственных судов Республики Беларусь от 17 января 2001 г.

1. Конвенция о вручении за границей судебных или внесудебных документов по гражданским или торговым делам от 15 ноября 1965 г.

2. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. (в рамках СНГ) (в редакции Протокола от 28 марта 1997 г.).

3. Конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений от 10 июня 1958 г.

4. Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности от 20 марта 1992 г. (в рамках СНГ).

Судебная практика и законодательство — «Методические рекомендации по организации работы судебного пристава-исполнителя по исполнению международных обязательств в рамках исполнительного производства» (утв. ФССП России 30.07.2014 N 0007/18)

Запрос оформляется в соответствии с разделом IV Методических рекомендаций об организации работы по исполнению международных обязательств Российской Федерации в сфере правовой помощи, утвержденных приказом Минюста России от 24.12.2007 N 249, а также Методическими рекомендациями по организации работы судебного пристава-исполнителя по исполнению международных обязательств в рамках исполнительного производства, утвержденными и.о. директора Федеральной службы судебных приставов — главного судебного пристава Российской Федерации 30.07.2014 N 0007/18.

Исполнительное производство в государствах — членах международного союза судебных исполнителей

/»Арбитражный и гражданский процесс», 2011, N 7/

В.В. Ярков

Yarkov V.V. Executory proceeding in the states — members of the international union of court marshals (certain tendencies).

В статье использованы материалы национального доклада, прочитанного автором на XX Всемирном конгрессе Международного союза судебных исполнителей на тему «Судебный исполнитель в праве, государстве и на нашей планете», прошедшего в Марселе (Франция) с 7 по 12 сентября 2009 г.

Ярков Владимир Владимирович, заведующий кафедрой гражданского процесса Уральской государственной юридической академии, член научного совета Международного союза судебных исполнителей и научно-консультативного совета Федеральной службы судебных приставов, доктор юридических наук, профессор.

Автор статьи проводит сравнительно-правовые исследования исполнительного производства в государствах — членах Международного союза судебных исполнителей.

Ключевые слова: исполнительное производство, международный союз судебных исполнителей, частное исполнение, государственное исполнение.

The author of the article makes comparative-law researches of executory proceeding in the states — members of the International Union of Court Marshals.

Key words: executory proceeding, International Union of Court Marshals, private execution, state execution.

1. Вводные положения.Сравнение моделей построения и функционирования систем гражданской юрисдикции, включая исполнительное производство, в различных государствах нашей планеты крайне важно . В настоящее время сравнительно-правовые исследования значимы не только и не столько по причинам научного характера. К тому есть немало причин прагматического характера, во многом коренящихся в экономике и необходимости эффективного правового регулирования и стимулирования развития экономической жизни. Можно наблюдать конкуренцию различных правовых систем, когда государства, создающие лучшие правовые условия для ведения бизнеса, защиты прав инвесторов, предлагающие более удобные юрисдикционные условия для разрешения споров и исполнения судебных решений, в конечном счете привлекают к себе капиталы и людей.

См. одну из лучших книг последних лет по сравнительному праву: Леже Р. Великие системы современного права / Пер. с фр. А.В. Грядова. М.: Волтерс Клувер, 2009.

В основе такого сравнения лежит теория экономической эффективности права, отражающая его роль в развитии экономических процессов и предпринимательской деятельности. На этой методологии построены ежегодные доклады Всемирного банка Doing business, основанные на достаточно простой посылке о том, что, поскольку лучшая экономика в мире в США, то, соответственно, лучшее право в мире, наиболее адекватно отвечающее требованиям экономического развития, — право США и в целом системы общего права. С этих же позиций — экономической эффективности права подготовлен доклад Ассоциации друзей французской юридической культуры имени Анри Капитана, в котором критически разобраны основные доводы докладов Всемирного банка Doing business последних лет .

См.: Цивилистические правовые традиции под вопросом. По поводу докладов Doing business Всемирного банка / Пер. с фр. А.В. Грядова. Т. 1. М.: Wolters Kluwer, 2007.

Поэтому необходимо оценивать роль российской правовой системы как важнейшего фактора конкурентоспособности нашей страны и работать над ее совершенствованием. Все это имеет и прямое отношение к судебной и в целом юрисдикционной системе (включая сферу исполнительного производства), поскольку они в значительной степени создают правовой образ нашей страны, ее привлекательность как места ведения предпринимательской деятельности.

Доказывать же необходимость и важность реального исполнения судебного решения вряд ли следует. Без надлежащего и своевременного исполнения судебного решения невозможно говорить о состоятельности судебной власти и полноценном осуществлении ее полномочий в правовой системе нашей страны. При этом эффективная система принудительного исполнения важна не только для повышения авторитета судебной власти. Главный результат ее деятельности — экономический, поскольку сильная система принудительного исполнения только самим своим существованием способна превентивно воздействовать на поведение участников гражданского оборота и регулировать экономические процессы в обществе, делает правомерное поведение более выгодным.

2. Классификация основных мировых систем исполнительного производства.Для определения тенденций развития мировых систем принудительного исполнения важно определиться с их классификацией, которая возможна по ряду критериев. Например, профессор А. Узелач выделил следующие системы исполнения: судебная система исполнения, органы исполнения как часть исполнительной власти и частная система исполнения . Профессор Б. Хесс классифицировал системы принудительного исполнения по количеству органов, осуществляющих данные функции, на централизованные и децентрализованные, а органы исполнения подразделил на системы, ориентированные на исполнение через судебного исполнителя, судебно-ориентированные системы, смешанные системы и административные системы . Мною давалась приблизительно такая же классификация. По связи с судом системы принудительного исполнения подразделялись на входящие в систему исполнительной или судебной власти, а по степени учета частноправового элемента — на государственные, смешанные и небюджетные (частные) .

Uzelac A. The role played by bailiffs in the proper and efficient functioning of the judicial system — an overview with special consideration of the issues faced by countries in transition // The role, organization, status and training of bailiffs. Multilateral seminar. Varna, 2002. P. 8.

Поэтому принципиально важными для понимания сущности статуса профессии судебного пристава являются два положения. Во-первых, включение службы принудительного исполнения в состав судебной или исполнительной власти и, во-вторых, степень небюджетной организации профессии, допускаемой в той либо иной форме в ее организацию. Включение профессии судебного пристава в сферу судебной власти отражает исторически существующую связь судебной деятельности с ее конечным результатом — судебным решением. Деятельность службы в рамках органов исполнительной власти подчеркивает ее самостоятельный характер и более опосредованную связь с органами судебной власти.

Например, в Австрии, Испании и Дании лица, исполняющие судебные акты, состоят при судах, являясь их служащими . Такая же система существует в Казахстане, где судебные исполнители являются сотрудниками Комитета по судебному администрированию при Верховном Суде Республики Казахстан. Своеобразием характеризуется система принудительного исполнения в Республике Беларусь, где существуют две параллельные системы принудительного исполнения — при Верховном Суде Беларуси и при Высшем Хозяйственном Суде Беларуси. Во многих других государствах судебные приставы состоят в системе министерств юстиции, т.е. в рамках органов исполнительной власти .

Есть примеры и другого рода. Так, в Швеции должностные лица, выполняющие функции исполнения, входят в систему Министерства финансов. См.: Hess B. Comparative analysis of the national reports // Enforcement Agency. Practice in Europe. London, 2005. P. 36.

Однако при характеристике места российской службы судебных приставов следует иметь в виду своеобразие полномочий органов юстиции в нашей стране, поскольку они не имеют каких-либо организационных функций в сфере осуществления правосудия. Разделение судебной и исполнительной власти в нашей стране доведено до той степени, что материально-техническое и организационное обеспечение судебных функций выполняет для судов общей юрисдикции Судебный департамент при Верховном Суде России, а для остальных судов — сами высшие суды. Между тем в большинстве европейских государств функции по обеспечению деятельности судов, равно как и организация должностных лиц принудительного исполнения осуществляются в рамках одного органа — министерства юстиции. Такая система позволяет обеспечить столь необходимую связь органов правосудия и исполнения их решений не только на уровне закона, но и организационного взаимодействия в рамках одной системы и ни в коей мере не подвергает сомнению принцип независимости судей.

По степени небюджетной организации системы принудительного исполнения подразделяются на полностью небюджетные (частноправовые в российском традиционном понимании) и смешанные, где при сохранении публично-правового статуса судебного пристава ряд функций в процессе принудительного исполнения осуществляется на частноправовой основе.

Небюджетная (частноправовая) организация исполнительного производства характеризуется тем, что профессия судебного исполнителя организована на либеральной основе, судебный исполнитель является свободным профессионалом, самостоятельно организующим свою деятельность и несущим при этом полностью имущественную ответственность за результаты своей работы. Таким образом организована система принудительного исполнения во Франции, Бельгии, Люксембурге, Нидерландах, Италии, Греции и во многих других государствах, которые восприняли вслед за Гражданским кодексом Франции французскую систему организации либеральных юридических профессий.

Следует при этом иметь в виду, что судебный исполнитель и при частноправовой организации своей работы не является независимым в том смысле, что поступает при осуществлении исполнения по своему усмотрению. Он получает полномочия от имени государства, поскольку назначается на должность Министерством юстиции и действует в рамках действующего законодательства, определяющего содержание и характер исполнительных процедур. Другие юридические профессии, действующие в сфере исполнительного производства, связанные с реализацией имущества, также осуществляются, например, во Франции, на частноправовой основе.

Удобство данной системы для государства заключается в следующем. Оно никоим образом не финансирует деятельность судебных исполнителей, наоборот, возлагает на самих судебных исполнителей бремя расходов по самофинансированию и полной имущественной ответственности перед клиентами. Поскольку оплата судебного исполнителя при частноправовой организации профессии зависит от результатов его работы, то судебный исполнитель заинтересован в максимальной результативности своей деятельности. Судебные исполнители при этом свободны в управлении своими делами.

Более распространена в современных нам правовых системах смешанная модель организации исполнительного производства, когда при публично-правовой организации профессии судебного исполнителя в процесс исполнения допускаются организации, действующие на различной организационно-правовой основе, в частности специализирующиеся на розыске должников и их имущества, оценке, хранении и реализации имущества должника. При этом в зависимости от страны степень «приватизации» процесса исполнения различна. Публично-правовая организация профессии судебного исполнителя существует в странах Северной Европы (например, в Швеции, Финляндии), США, в определенной степени в ФРГ, ряде других государств.

Российская система принудительного исполнения, исходя из рамок проведенной выше классификации, может быть отнесена к смешанной модели, в которой при публично-правовом статусе судебных приставов в ходе принудительного исполнения допускается участие организаций различной организационно-правовой формы. Служба судебных приставов в нашей стране является государственной, а судебные приставы — должностными лицами государства. Вместе с тем продажа имущества должника осуществляется специализированными организациями, которые могут быть образованы на разной организационно-правовой основе и форме собственности. Основная часть таких специализированных организаций имеет частную форму собственности. Кроме того, оценка имущества в соответствии с Федеральным закономот 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» производится профессиональными оценщиками, при этом сама оценочная деятельность является разновидностью предпринимательской деятельности. Для хранения арестованного имущества также могут привлекаться организации различной формы собственности.

Таким образом, в сфере исполнительного производства России произошла определенная «приватизация», когда ряд функций по исполнению осуществляется организациями и лицами, не входящими в систему государственных органов. Подобное сочетание публично-правового и частноправового начал в исполнительном производстве позволяет сосредоточиться государственным органам — службе судебных приставов на публично-правовых функциях, а именно на принудительном исполнении, привлекая в данную сферу коммерческие организации. Какая система лучше — система, основанная на статусе судебного исполнителя как свободного профессионала или его статусе как государственного служащего? Каждая из них имеет достоинства и недостатки, а ее существование объясняется особенностями судебной организации, историческими традициями и многими другими факторами.

В системе, основанной на либеральной организации профессии, ее преимущества заключаются в большей нацеленности судебного исполнителя на результативность данной работы, поскольку оплата судебного исполнителя зависит от объема и качества совершенных исполнительных действий. Кроме того, имущественную ответственность за ошибки судебного исполнителя несет он сам (через коллективное страхование, общие гарантийные фонды etc.), а публичный контроль обеспечивается, во-первых, законодательством и органами юстиции и, во-вторых, самоорганизацией в рамках профессиональных объединений судебных исполнителей. Статус государственного служащего обеспечивает судебному исполнителю возможность наделения публичной властью и властными полномочиями, доступ к закрытой информации, а также взаимодействие в процессе работы с другими государственными органами.

3. Международная организация судебных исполнителей.Международное объединение профессионалов, занимающихся принудительным исполнением, называется «Международный союз судебных исполнителей и служащих» (Union Internationale des Huissiers de Justice et Officiers Judiciaires — UIHJ) . Международный союз был образован в 1952 г. на первом конгрессе в Париже Национальных палат судебных исполнителей Франции, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга, Италии и Греции, т.е. стран, в которых профессия судебного исполнителя является либеральной. Впоследствии к нему присоединились Квебек, Австрия, Германия, Польша, Румыния, Болгария, ряд государств, образованных на месте бывшей Югославии, многие государства Африки (всего 23 государства Африки) и др.

Рекомендуем для знакомства с Международным союзом его сайт на английском и французском языках: www.uihj.com.

Система небюджетного (частного) исполнения постепенно распространяется на нашей планете. Так, на сегодня полноправными либо ассоциированными членами Международного союза судебных исполнителей и служащих юстиции являются 69 национальных организаций судебных исполнителей государств 4 континентов. Союз существенно расширил число своих членов в конце 80-х — начале 90-х годов XX в., когда после падения Берлинской стены в процессе социально-экономических преобразований многие государства Восточной и Южной Европы встали на путь реформирования системы принудительного исполнения, избрав для себя небюджетную (частную) систему исполнения. В частности, на Конгрессе Международного союза в Варшаве в 1994 г. он пополнился 20 новыми членами. Аналогичные процессы стали проходить в государствах, образовавшихся на территории СССР. В частности, первой избрала для себя небюджетную модель организации принудительного исполнения Эстония (2001 г.), затем — Латвия и Литва (2003 г.).

В ноябре 2008 г. Федеральная служба судебных приставов была принята на заседании постоянного совета в Париже в качестве ассоциированного члена UIHJ, а на конгрессе в Марселе в сентябре 2009 г. имела место окончательная и торжественная процедура принятия ФССП в состав UIHJ . Это очень важное событие, которое открывает новые возможности для развития и совершенствования системы принудительного исполнения в нашей стране, включения российских судебных приставов в программы международного сотрудничества и обмена.

Российскую делегацию на XX Конгрессе возглавлял главный судебный пристав — директор ФССП А.О. Парфенчиков.

UIHJ имеет статус неправительственной организации. Главными задачами UIHJ являются: укрепление профессиональных связей между судебными исполнителями всех стран; проведение сравнительного анализа законодательств разных стран по статусу профессии и облегчение контактов посредством поддержания постоянных связей и обмена документацией; привлечение внимания государственных органов к необходимости присутствия в судопроизводстве судебного исполнителя.

Это интересно:  Отдел судебных приставов по пермскому району 2019 год

UIHJ раз в три года проводит международные конгрессы (в последовательности места проведения: Америка — Европа — Африка — Азия), на которых обсуждаются актуальные вопросы организации профессии и исполнительного производства. UIHJ участвует в подготовке международных конвенций по вопросам взаимной передачи документов и уведомления по судебным и несудебным делам, по взаимному признанию и исполнению решений на территориях других государств. Одной из важных инициатив UIHJ является обоснование необходимости Европейского исполнительного листа, который облегчит процедуру исполнения на территории как стран, входящих в Европейский союз, так и других стран. В конечном счете эта работа увенчалась успехом и принятием Регламента Европейского союза от 21 апреля 2004 г. N 805/2004, устанавливающего Европейский исполнительный лист для бесспорных требований .

4. Что общего в исполнительном производстве России и других государств — членов Международного союза судебных исполнителей? Здесь можно отметить целый ряд общих моментов.

4.1. Право на исполнение как элемент права на справедливое судебное разбирательство. Общими у наших стран являются идеология и концепция правового государства и роли судебного исполнителя как лица, обеспечивающего юридическую безопасность в гражданском обороте и в целом в обществе. Поэтому не случайно, что высшие суды России рассматривают исполнение судебного решения как неотъемлемую часть права на справедливое судебное разбирательство в соответствии сост. 6Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и практикой Европейского суда по правам человека.

4.2. Самостоятельность исполнительного права. В советский период исполнительное производство рассматривалось как часть гражданского процесса. На стадию исполнения распространялись в значительной мере гарантии, которые установлены для сторон процесса.

После реформ начала 90-х годов XX в. многие специалисты разделяют идею о существовании отдельного автономного исполнительного или гражданского исполнительного права, которое имеет самостоятельное место в системе российского права. Гражданское исполнительное право охватывает собой сферу деятельности органов принудительного исполнения, правила исполнительного производства, в определенной степени вопросы международного исполнительного производства. На основе этой же концепции построена система органов принудительного исполнения, а также законодательство, ее регулирующее.

При этом Конституционный Суд Российской Федерации в одном из решений (Постановлениеот 12 июля 2007 г. N 10-П) назвал в качестве принципа исполнительного производства преимущественную защиту прав взыскателя. Тем самым было проведено отличие от судебного процесса, где действует принцип состязательности.

4.3. Основные черты исполнительного производства России. Новый Федеральныйзаконот 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон) по большинству своих характеристик в целом соответствует современной модели организации исполнения, в частности учитывает Рекомендацию N 17 (2003) Комитета министров Совета Европы государствам-членам о принудительном исполнении :

— исполнительное право понимается как автономное образование в правовой системе, но связанное с реализацией права на справедливое судебное разбирательство;

— права иностранных лиц в исполнительном производстве одинаковы наравне с российскими лицами;

— начиная с 1995 г. установлены правила, позволяющие быстрее разрешить спор в упрощенном порядке и исполнить решение суда, например судебный приказ, упрощенное взыскание задолженности в арбитражных судах;

— существует специальная служба — Федеральная служба судебных приставов (ФССП), которая обладает монопольной компетенцией на принудительное исполнение судебных и несудебных актов ;

ФССП не исполняет по общему правилу судебные решения о взыскании средств бюджетов, такие решения предъявляются взыскателями сразу в Федеральное казначейство Министерства финансов по Бюджетному кодексу.

— большой круг исполнительных документов, на основании которых начинает работу судебный пристав. Среди них как исполнительные листы судов, так и административные акты (документы ГИБДД, налоговых органов и т.д.). Нотариальные документы о денежных взысканиях подлежат исполнению только в определенных случаях;

— законрегулирует сроки исполнительного производства — по общему правилу до двух месяцев;

— права залоговых кредиторов при недостаточности денежных средств у должника пользуются особой защитой только в рамках четвертой очереди (после удовлетворения требований первых трех очередей);

— процедура исполнения в Законе(включающем 130 статей) детально регламентирована. Значительное число исполнительных процедур имеют техническое значение, и по этим направлениям вполне возможно сотрудничество в силу сопоставимости с правом государств — членов Международного союза, особенно из числа членов Европейского союза;

— в процессе разработки находится Исполнительный кодекс России, насчитывающий около 300 статей и планируемый к принятию в будущем. Проект кодекса содержит детальные процедуры принудительного исполнения.

/»Арбитражный и гражданский процесс», 2011, N 8/

Письмо ФССП России от 29.07.2016 N 00071/16/69976-АП «О направлении Методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по исполнению международных обязательств Российской Федерации в ходе принудительного исполнения судебными приставами-исполнителями требований судебных актов и актов иных уполномоченных органов», утв. ФССП России 29.07.2016 N 0007/9/1)

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ

ПИСЬМО
от 29 июля 2016 г. N 00071/16/69976-АП

О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ

Направляем Методические рекомендации по исполнению международных обязательств Российской Федерации в ходе принудительного исполнения судебными приставами-исполнителями требований судебных актов и актов иных уполномоченных органов (далее — Методические рекомендации), подготовленные Правовым управлением ФССП России в целях систематизации документов, регламентирующих вопросы исполнения международных обязательств в рамках исполнительного производства.

Методические рекомендации необходимо довести до сведения работников аппарата управления и структурных подразделений территориального органа ФССП России, на которых возложена функция по организации обеспечения соблюдения международных обязательств Российской Федерации, а также судебных приставов-исполнителей.

Считать не подлежащими применению следующие информационные письма ФССП России:

«О направлении запросов о правовой помощи компетентным органам иностранного государства» от 25.06.2014 N 00071/14/36650-СВС;

«О направлении Методических рекомендаций по организации работы судебного пристава-исполнителя по исполнению международных обязательств в рамках исполнительного производства N 0007/18 от 30.07.2014» от 01.08.2014 N 00071/14/44873-ТИ.

Директор Федеральной службы
судебных приставов —
главный судебный пристав
Российской Федерации
А.О.ПАРФЕНЧИКОВ

Утверждаю
Директор Федеральной службы
судебных приставов —
главный судебный пристав
Российской Федерации
А.О.ПАРФЕНЧИКОВ
29 июля 2016 г. N 0007/9/1

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ИСПОЛНЕНИЮ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ХОДЕ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ИСПОЛНЕНИЯ
СУДЕБНЫМИ ПРИСТАВАМИ-ИСПОЛНИТЕЛЯМИ ТРЕБОВАНИЙ СУДЕБНЫХ
АКТОВ И АКТОВ ИНЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ОРГАНОВ

I. Общие положения

Настоящие рекомендации подготовлены в целях обеспечения исполнения международных обязательств Российской Федерации в ходе принудительного исполнения судебными приставами-исполнителями требований судебных актов и актов иных уполномоченных органов и разработаны в соответствии с федеральными законами от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон), от 21.07.1997 N 118-ФЗ «О судебных приставах», приказом Минюста России от 24.12.2007 N 249 «Об утверждении Методических рекомендаций об организации работы по исполнению международных обязательств Российской Федерации в сфере правовой помощи» и международными договорами, регулирующими правоотношения Российской Федерации с иностранными государствами по вопросам оказания правовой помощи в сфере принудительного исполнения требований судебных актов и актов иных уполномоченных органов.

II. Организация исполнения на территории
Российской Федерации судебных и иных актов (исполнительных
документов), вынесенных компетентными органами
иностранных государств

Исполнение на территории Российской Федерации судебных и иных актов (исполнительных документов), вынесенных компетентными органами иностранных государств, регулируется соответствующими международными договорами Российской Федерации, процессуальным законодательством Российской Федерации и Законом (часть 4 статьи 3, статья 11 Закона).

Перечень государств, с которыми Российская Федерация имеет договорные отношения, предусматривающие возможность взаимного признания, исполнения судебных и иных актов (исполнительных документов), представлен в приложении N 1 к настоящим Методическим рекомендациям (далее — Международные договоры).

Согласно положениям Международных договоров судебный и иной акт (исполнительный документ), вынесенный компетентным органом иностранного государства, подлежит исполнению на территории Российской Федерации при наличии одного из следующих условий:

судебный акт или иной акт, вынесенный компетентным органом иностранного государства, прошел установленную законодательством Российской Федерации процедуру признания (экзекватуру);

судебный акт или иной акт (исполнительный документ), вынесенный компетентным органом иностранного государства, признается на территории Российской Федерации без процедуры признания (экзекватуры) в силу положений международного договора между Российской Федерацией и иностранным государством, компетентным органом которого такой акт был вынесен.

Для целей Международных договоров с учетом сложившейся практики под судебными актами понимаются судебные решения, судебные приказы и иные, предусмотренные национальным законодательством договаривающихся государств, судебные акты, вынесенные по результатам рассмотрения судом по существу гражданских, семейных дел, экономических споров и других дел, связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также уголовных дел в части возмещения ущерба, причиненного преступлением.

В случае, если международным договором предусмотрено соблюдение процедуры признания (экзекватуры), то взыскатель, согласно общему правилу для исполнения на территории Российской Федерации судебного акта, вынесенного компетентным органом иностранного государства, должен обратиться в компетентный суд Российской Федерации с письменным ходатайством о признании и разрешении принудительного исполнения данного акта на территории России.

Данное ходатайство должно содержать следующую информацию:

наименование взыскателя, а также его представителя, если ходатайство подается представителем, с указанием их постоянного места жительства;

наименование должника с указанием его постоянного или временного места жительства;

если взыскателем или должником является юридическое лицо, тогда адрес его местонахождения;

наименование организации с указанием ее места нахождения;

просьбу взыскателя о разрешении принудительного исполнения судебного акта, существо акта, кем и когда он вынесен;

банковские реквизиты для перечисления взысканных денежных средств.

Ходатайство подается через суд, вынесший акт, для приобщения следующих документов: судебного акта или его заверенной копии, справки о вступлении судебного акта в законную силу, справки о надлежащем извещении ответчика о времени и месте судебного разбирательства, справки об исполнении или неисполнении судебного акта.

Надлежащим образом оформленный пакет документов с сопроводительным письмом этого суда в установленном порядке направляется в компетентный орган иностранного государства (по общему правилу таким органом является орган юстиции государства, где судебный акт был вынесен) для проверки правильности оформления и дальнейшей передачи на рассмотрение компетентным органам Российской Федерации.

В случае признания компетентным российским судом судебного акта иностранного государства российский суд выносит определение о признании и разрешении к принудительному исполнению на территории Российской Федерации иностранного судебного акта и на основании этого определения выдает исполнительный документ по форме, установленной законодательством Российской Федерации.

При поступлении указанного исполнительного документа на исполнение судебному приставу-исполнителю он исполняется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве как исполнительный документ, выданный компетентным органом Российской Федерации.

Необходимо отметить, что в каждом конкретном случае Международными договорами могут быть предусмотрены дополнительные требования, которые отличаются от общего правила (например, необходимость перевода документов на национальный язык государства, где испрашивается исполнение решения суда, необходимость указания в ходатайстве дополнительной информации о должнике) и должны быть соблюдены взыскателем при подаче ходатайства о признании и разрешении к принудительному исполнению на территории Российской Федерации иностранного судебного акта, иного акта, вынесенного компетентным органом иностранного государства.

Судебные и иные акты, вынесенные компетентным органом иностранного государства, поступившие на исполнение судебному приставу-исполнителю без соблюдения процедуры признания (экзекватуры), когда соблюдение ее является обязательным, подлежат возврату взыскателю или в суд, их направивший, с соответствующими разъяснениями.

В данном случае в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 31 Закона судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему таких документов выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, поскольку исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов.

В случае, если в Международном договоре Российской Федерации прямо указано, что судебный или иной акт (исполнительный документ), вынесенный компетентным органом иностранного государства, признается на территории Российской Федерации без процедуры признания (экзекватуры), то такой судебный акт или иной акт (исполнительный документ) предъявляется на исполнение судебному приставу-исполнителю с учетом особенностей, предусмотренных Международными договорами.

К международным актам, в которых прямо указано, что судебный или иной акт (исполнительный документ), вынесенный компетентным органом иностранного государства, исполняется на территории Российской Федерации без процедуры признания (экзекватуры), относятся:

1. Конвенция о взаимном признании и исполнении решений по делам об административных нарушениях правил дорожного движения от 28.03.1997 (далее — Конвенция по административным делам);

2. Соглашение с Республикой Беларусь о порядке взаимного исполнения судебных актов арбитражных судов Российской Федерации и хозяйственных судов Республики Беларусь от 17.01.2001 (далее — Соглашение по хозяйственным спорам);

3. Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о порядке взаимного исполнения судебных постановлений по делам о взыскании алиментов от 03.03.2015 (далее — Соглашение по алиментам).

В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Конвенции по административным делам и Федеральным законом от 22.07.2008 N 134-ФЗ «О ратификации Конвенции о взаимном признании и исполнении решений по делам об административных нарушениях правил дорожного движения» (далее — Закон «О ратификации Конвенции») Российская Федерация исполняет решения, вынесенные компетентными органами Договаривающейся Стороны места совершения правонарушения по результатам рассмотрения дел об административных нарушениях правил дорожного движения, перечень которых указан в приложении к Конвенции по административным делам, а именно:

нарушения правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшие причинение легких телесных повреждений;

нарушение водителем транспортного средства обязанности оставаться на месте дорожно-транспортного происшествия;

управление транспортным средством в состоянии опьянения или под воздействием наркотических, а равно иных веществ, оказывающих подобное воздействие;

невыполнение законного требования работника милиции (полиции) об остановке транспортного средства;

уклонение от прохождения в соответствии с установленным порядком освидетельствования на состояние опьянения;

передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения.

При этом в соответствии с Законом «О ратификации Конвенции» в Российской Федерации органом, ответственным за направление и получение запросов, связанных с реализацией Конвенции, является федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области внутренних дел. В Министерстве внутренних дел Российской Федерации указанные функции возложены на Департамент обеспечения безопасности дорожного движения МВД России.

В соответствии со статьей 7 Конвенции по административным делам при наложении взыскания за нарушение правил дорожного движения и невозможности его исполнения на территории Договаривающейся Стороны места совершения правонарушения, когда лицо, совершившее нарушение, проживает на территории Российской Федерации, компетентные органы Договаривающейся Стороны места совершения правонарушения направляют в Департамент обеспечения безопасности дорожного движения МВД России запрос об исполнении наложенного взыскания с приложением решения по делу об административном нарушении, других документов и доказательств.

Запросы, поступившие в соответствии с Конвенцией из компетентных органов участников Содружества Независимых Государств, направляются по территориальности в орган управления Госавтоинспекции по субъекту Российской Федерации для рассмотрения по существу и должны быть составлены на русском языке или сопровождаются заверенным переводом на русский язык.

Органом управления Госавтоинспекции по субъекту Российской Федерации по результатам рассмотрения направляется в территориальный орган ФССП России по месту жительства (пребывания) должника на принудительное исполнение решение компетентного органа Договаривающейся Стороны места совершения правонарушения о наложении взыскания за нарушение правил дорожного движения с приложением запроса об исполнении наложенного взыскания. При этом решение компетентного органа является исполнительным документом.

При поступлении указанных документов судебному приставу-исполнителю их исполнение осуществляется в порядке, предусмотренном Законом.

Если для исполнения поступило решение компетентного органа Договаривающейся Стороны Конвенции по административным делам, не указанное в приложении к Конвенции, судебный пристав-исполнитель ФССП России выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства в соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 31 Закона.

Согласно пункту 2 статьи 31 Закона копия постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства с приложением всех поступивших документов направляется в орган управления Госавтоинспекции субъекта Российской Федерации, от которого поступили документы, для организации последующей их передачи в соответствии со статьями 2, 3, 8 Конвенции по административным делам компетентному органу Договаривающейся Стороны места совершения правонарушения.

Если решение компетентного органа Договаривающейся Стороны места совершения правонарушения по делу об административном нарушении правил дорожного движения поступило не от органа государственной власти Российской Федерации, ответственного за направление и получение запросов, связанных с реализацией Конвенции по административным делам, то поступивший пакет документов без организации его принудительного исполнения в трехдневный срок со дня регистрации направляется в орган управления Госавтоинспекции по субъекту Российской Федерации для принятия решения в соответствии со статьями 7, 8 Конвенции по административным делам.

В соответствии со статьей 1 Соглашения по хозяйственным спорам судебные акты компетентных судов Республики Беларусь не нуждаются в специальной процедуре признания и исполняются на территории Российской Федерации в таком же порядке, что и национальные судебные акты, на основании исполнительных документов судов, принявших решения. Под компетентными судами Республики Беларусь понимаются хозяйственные суды Республики Беларусь.

Необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 1 Декрета Президента Республики Беларусь от 29.11.2013 N 6 «О совершенствовании судебной системы Республики Беларусь» хозяйственные суды областей (города Минска) Республики Беларусь переименованы в экономические суды областей (города Минска) Республики Беларусь.

В этой связи при поступлении на исполнение судебному приставу-исполнителю исполнительного документа, выданного экономическим судом области (города Минска) Республики Беларусь, необходимо руководствоваться Соглашением по хозяйственным спорам.

В соответствии со статьей 2 Соглашения по алиментам судебные постановления по делам о взыскании алиментов исполняются на территории Российской Федерации в том же порядке, что и судебные постановления, вынесенные на территории своего государства, на основании исполнительных документов компетентных судов Республики Беларусь.

Рекомендации по применению данного соглашения содержатся в информационном письме ФССП России N 0007/16/12449-ТИ от 16.02.2016.

III. Организация исполнения на территории иностранных
государств судебных и иных актов (исполнительных
документов), вынесенных компетентными органами
Российской Федерации

В случае окончания исполнительного производства и возвращения исполнительного документа взыскателю по основаниям, предусмотренным пунктами 3, 4 части 1 статьи 46, пунктом 3 части 1 статьи 47 Закона, когда в процессе исполнения требований исполнительного документа установлено, что должник выехал на постоянное место жительства в иностранное государство и у него на территории Российской Федерации отсутствуют имущество и денежные средства, на которые возможно обратить взыскание, рекомендуется разъяснить взыскателю возможности исполнения судебного и иного акта (исполнительного документа) на территории иностранного государства.

Это интересно:  Заказать форму судебного пристава через интернет магазин 2019 год

Организация исполнения на территории иностранных государств судебных и иных актов (исполнительных документов), вынесенных компетентными органами Российской Федерации, осуществляется при таких же условиях и в том же порядке, указанных в разделе II настоящих Методических рекомендаций для организации исполнения на территории Российской Федерации судебных и иных актов (исполнительных документов), вынесенных компетентными органами иностранных государств, но с учетом следующих особенностей.

1. При необходимости исполнения на территории иностранного государства акта суда Российской Федерации взыскатель должен обращаться с ходатайством о признании и разрешении к принудительному исполнению через суд Российской Федерации, вынесший судебный акт.

2. При направлении исполнительных документов, выданных арбитражными судами Российской Федерации, для исполнения компетентным органам Республики Беларусь в соответствии с Соглашением по хозяйственным спорам необходимо учитывать, что исполнительное производство может быть возбуждено на основании письменного заявления взыскателя с приложением оригинала исполнительного документа (письмо Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 03.10.2006 N 06-12/7248).

В заявлении о возбуждении исполнительного производства должны быть указаны:

наименование экономического суда, в который подается заявление;

юридический и почтовый адреса, расчетный счет должника, его учетный номер налогоплательщика, если взыскатель располагает такими сведениями;

юридический и почтовый адреса, банковские реквизиты взыскателя для перечисления взыскиваемых сумм, его ИНН;

дата вынесения и номер исполнительного документа, предъявляемого к исполнению, сведения о сумме, подлежащей взысканию по нему, принятых мерах по обеспечению иска, если таковые принимались.

Документы должны направляться на исполнение судебному исполнителю Республики Беларусь, в пределах юрисдикции которого зарегистрирован должник — юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) или находится его имущество.

3. При необходимости исполнения судебного и иного акта в отношении войсковой части или иного формирования Вооруженных сил Российской Федерации, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, Федеральной службы безопасности и иных государственных органов Российской Федерации, дислоцирующихся на территории иностранного государства, необходимо учитывать, что должники данной категории не подпадают под положения международных договоров Российской Федерации, предусматривающих возможность взаимного признания и исполнения судебных и иных актов, поскольку с учетом международных договоров, определяющих их размещение, занимаемая ими территория находится под юрисдикцией Российской Федерации.

В соответствии с частью 9 статьи 33 Закона главный судебный пристав Российской Федерации в целях более полного и правильного осуществления исполнительного производства вправе передать исполнительное производство из одного подразделения судебных приставов в другое (в том числе на стадии возбуждения исполнительного производства).

В этой связи исполнительный лист и заявление о возбуждении исполнительного производства могут быть направлены взыскателем либо органом, выдавшим исполнительный документ, в центральный аппарат ФССП России для принятия главным судебным приставом Российской Федерации решения о месте возбуждения исполнительного производства.

4. В отношениях между Российской Федерацией и Финляндской Республикой отсутствует договор, предусматривающий возможность взаимного признания и исполнения судебных и иных актов.

В то же время данное иностранное государство в силу национального законодательства в одностороннем порядке признает и исполняет акты судов Российской Федерации (решения, судебные приказы) по делам о взыскании алиментов.

Для этого взыскателю необходимо обратиться с заявлением в Министерство юстиции Финляндии.

Заявление составляется в произвольной форме и должно содержать как минимум следующие данные:

алиментные претензии заявителя и их обоснование (со ссылкой на судебное решение о взыскании алиментов, размер алиментов);

контактные данные, адрес, подпись заявителя;

банковские реквизиты заявителя (название банка, номер банковского счета, коды IBAN и SWIFT).

Если размер алиментов определен в процентном или долевом отношении к месячному доходу лица, обязанного уплачивать алименты, в заявлении должен также быть указан максимальный размер требуемой суммы в евро.

К заявлению необходимо прилагать следующие документы:

судебный приказ или решение суда в оригинале или его копию, заверенную в официальном порядке;

документ, подтверждающий факт, что решение подлежит исполнению в России (исполнительный лист);

если ответчик лично или его представитель не присутствовал на судебном заседании, прилагается подлинник документа или его копия, заверенная в официальном порядке, из которых явствует, что повестка или вызов, содержащий сообщение о существе иска, был(а) вручен(а) ответчику в соответствии с законодательством соответствующей страны (или справка о том, что ответчик был надлежащим образом вызван в суд);

если заявителем является орган власти (например, учреждение социальной защиты, которому перешло право требования задолженности), прилагаются документы, из которых явствует, что этот орган вправе требовать исполнения решения;

доверенность от заявителя;

расчет текущей задолженности по алиментам (может быть передан и в более поздний момент до момента принудительного исполнения).

Заявление должно быть составлено на финском или шведском языке либо переведено на один из указанных языков. Приложения к заявлению должны быть переведены на финский или шведский язык присяжным или официальным переводчиком. Апелляционный суд Хельсинки требует передачи документов как на языке оригинала, так и в переводе на финский или шведский язык.

Министерство юстиции Финляндии при поступлении заявления обращается в орган социального обеспечения с просьбой об оказании помощи для выяснения позиции лица, обязанного уплачивать алименты.

В случае, если лицо, обязанное уплачивать алименты, отказывается от уплаты алиментов в добровольном порядке, Министерство юстиции Финляндии передает дело для судебного разбирательства.

По результатам рассмотрения дела апелляционным судом принимается решение, которое после вступления в законную силу направляется Министерством юстиции Финляндии в исполнительный орган с ходатайством о возбуждении исполнительного производства в целях взыскания алиментов, расчетом задолженности по алиментам на день составления ходатайства и другими документами.

5. В случае, когда между Российской Федерацией и иностранным государством, на территории которого необходимо исполнить судебное решение, отсутствует международный договор, предусматривающий взаимное признание и исполнение судебных решений, либо когда имеющиеся договорные отношения не предусматривают признание и исполнение судебных актов по определенной категории споров, взыскатель с целью исполнения должником обязанностей, возложенных исполнительным документом (судебным актом), вправе обратиться непосредственно в компетентный орган иностранного государства с заявлением о рассмотрении имеющегося спора.

Порядок подачи, рассмотрения заявления, его форма и содержание определяются национальным законодательством иностранного государства, в котором необходимо исполнить судебное решение.

IV. Совершение исполнительных действий на территории
иностранных государств

В соответствии с частью 15 статьи 33 Закона на территории иностранных государств исполнительные действия совершаются в порядке, предусмотренном международными договорами Российской Федерации.

При этом возможность совершения конкретного исполнительного действия на территории иностранного государства зависит от объема правовой помощи, предусмотренной международным договором.

Международные договоры, участниками которых является Российская Федерация, как правило, предусматривают объем правовой помощи, предусматривающий оказание компетентными органами иностранных государств содействия во вручении процессуальных документов, в установлении места работы, доходов, места жительства должника, а также в совершении иных действий, предусмотренных законодательством запрашиваемого иностранного государства.

Список иностранных государств, с которыми Российская Федерация имеет договорные отношения, а также перечень международных договоров и объем их правовой помощи приведены в Таблице (приложение N 2 к настоящим Методическим рекомендациям).

Вместе с тем при необходимости совершения на территории иностранного государства исполнительных действий, которые выходят за рамки объема правовой помощи, или при отсутствии договора о правовой помощи может быть организовано взаимодействие с компетентными органами иностранного государства на основе международных принципов взаимности и вежливости.

Так, согласно сложившейся практике, имеются случаи, когда иностранные государства предоставляют информацию: о доходах должника с приложением копий налоговых деклараций; о суммарной процентной ставке муниципальных налогов, выплаченных должником; о недвижимом имуществе, зарегистрированном на имя должника за пределами Российской Федерации; о ходе исполнения решения российского суда на территории иностранного государства; копии документов органов записи актов гражданского состояния, копии гражданско-правовых договоров, заключенных должником; копии наследственного дела должника, а также иную информацию и документы, запрашиваемые судебными приставами-исполнителями территориальных органов ФССП России.

Для совершения исполнительных действий на территории иностранного государства судебному приставу-исполнителю необходимо оформить запрос о правовой помощи.

При этом запрос судебного пристава-исполнителя может содержать просьбу о совершении нескольких исполнительных действий.

В запросе о правовой помощи указываются: наименование компетентного органа, направляющего запрос; наименование компетентного органа, которому адресован запрос; содержание просьбы, а также иные сведения, необходимые для его исполнения.

Запрос о правовой помощи скрепляется подписями судебного пристава-исполнителя, начальника отдела — старшего судебного пристава, заверяется печатью подразделения ФССП России, направляющего запрос.

В случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации, к запросу о правовой помощи и иным документам прилагается перевод на официальный язык запрашиваемого государства, на территории которого предполагается его исполнение.

Примерные формы запросов о правовой помощи и образцы их заполнения приведены в приложениях N 3, 4, 5, 6, 7, 8 к настоящим Методическим рекомендациям.

Надлежащим образом оформленный запрос, подготовленный судебным приставом-исполнителем структурного подразделения территориального органа ФССП России, направляется в аппарат управления территориального органа ФССП России для проверки правильности оформления и дальнейшей передачи в центральный аппарат ФССП России.

В целях исключения фактов возврата центральным аппаратом ФССП России или Минюстом России запросов судебных приставов-исполнителей для доработки рекомендуется направлять запросы судебных приставов-исполнителей на адрес электронной почты отдела международного сотрудничества Правового управления ФССП России: mofssp@yandex.ru для предварительной проверки правильности оформления запросов.

Направление запросов судебных приставов-исполнителей непосредственно в компетентные органы иностранных государств, минуя аппарат управления территориального органа ФССП России, а также центральный аппарат ФССП России, недопустимо.

V. Перечисление денежных средств взыскателю, находящемуся
на территории иностранного государства

Исходя из положений законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве денежные средства взыскателю, находящемуся на территории иностранного государства, могут быть перечислены одним из следующих способов.

1. В валюте Российской Федерации на расчетный счет, открытый в банке или иной кредитной организации, расположенной на территории иностранного государства (по месту регистрации взыскателя) и имеющей счета Лоро (корреспондентский счет) в Сбербанке Россия, либо в банке или иной кредитной организации, расположенной на территории России и имеющей корреспондентский счет в иностранном банке (по месту регистрации взыскателя).

2. В соответствии со статьей 72 Закона взысканные денежные средства переводятся в банк или иную кредитную организацию, имеющую право осуществлять куплю-продажу иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации.

Далее судебный пристав-исполнитель своим постановлением обязывает банк (иную кредитную организацию), в котором указанные денежные средства находятся на счете, конвертировать их в валюту государства по месту нахождения взыскателя и перечислять в этой валюте на счет взыскателя.

Но необходимо отметить, что за совершение указанных операций банком из денежных средств, перечисляемых взыскателю, будет удержана банковская комиссия (сбор).

В соответствии с положениями пункта 3 части 2 статьи 116 Закона денежные средства, затраченные на организацию перевода (пересылку) денежных средств взыскателю, относятся к расходам по совершению исполнительных действий. При этом, согласно части 1 статьи 117 Закона, расходы по совершению исполнительных действий впоследствии возмещаются за счет должника.

Взыскание с должника указанных расходов производится на основании постановления судебного пристава-исполнителя, утвержденного старшим судебным приставом или его заместителем.

В этой связи денежные средства, затраченные на оплату комиссии банка в связи с организацией перевода (пересылки) взысканных денежных средств в пользу взыскателя, находящегося на территории иностранного государства, впоследствии могут быть взысканы судебным приставом-исполнителем в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерацией.

VI. Исполнение требований исполнительных документов
в отношении должников, обладающих международным иммунитетом

Международными договорами, участниками которых является Российская Федерация, для определенной категории субъектов может быть предусмотрен иммунитет от совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.

Согласно статье 22 Венской конвенции о дипломатических сношениях от 18.04.1962 (далее — Конвенция о дипломатических сношениях) помещения дипломатического представительства неприкосновенны. Власти государства пребывания не могут вступать в эти помещения иначе как с согласия главы представительства.

При этом дипломатический агент пользуется иммунитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания. Он пользуется также иммунитетом от гражданской и административной юрисдикции, кроме случаев:

вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу, находящемуся на территории государства пребывания, если только он не владеет им от имени аккредитующего государства для целей представительства;

исков, касающихся наследования, в отношении которых дипломатический агент выступает в качестве исполнителя завещания, попечителя над наследственным имуществом, наследника или отказополучателя как частное лицо, а не от имени аккредитующего государства;

исков, относящихся к любой профессиональной или коммерческой деятельности, осуществляемой дипломатическим агентом в государстве пребывания за пределами своих официальных функций (статья 31 Конвенции о дипломатических сношениях).

В соответствии со статьей 31 Венской конвенции о консульских сношениях от 24.04.1963 (далее — Конвенция о консульских сношениях) консульские помещения неприкосновенны в той мере, в какой это предусматривается в настоящей статье. Власти государства пребывания не могут вступать в ту часть консульских помещений, которая используется исключительно для работы консульского учреждения, иначе как с согласия главы консульского учреждения, назначенного им лица и главы дипломатического представительства представляемого государства.

Консульские должностные лица и консульские служащие не подлежат юрисдикции судебных или административных органов государства пребывания в отношении действий, совершаемых ими при выполнении консульских функций (статья 43 Конвенции о консульских сношениях).

В соответствии со статьями 3, 4, 10, 11, 19 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Международным комитетом Красного Креста о статусе МККК и его делегации (представительства) на территории Российской Федерации от 24.06.1992 имущество и акты МККК не подлежат какой-либо форме вмешательства как путем исполнительных, судебных или административных действий, так и путем законодательных действий, а члены делегации, за исключением граждан Российской Федерации, обладают полным функциональным судебно-процессуальным иммунитетом.

Иммунитетом также обладают международные экономические организации, действующие в определенных областях сотрудничества (статьи 5, 6, 11 Конвенции о правовом статусе, привилегиях и иммунитетах межгосударственных экономических организаций, действующих в определенных областях сотрудничества, от 05.12.1980).

В этой связи, если в ходе исполнительного производства имеются основания полагать, что должник обладает иммунитетом, предусмотренным перечисленными или иными международными актами, то необходимо уведомить об этом Правовое управление ФССП России для последующей подготовки и направления в Министерство иностранных дел Российской Федерации соответствующего запроса на предмет наличия у должника международного иммунитета и определения дальнейшего порядка ведения исполнительного производства.

Приложение N 1
к Методическим рекомендациям
по исполнению международных
обязательств Российской Федерации
в ходе принудительного исполнения
судебными приставами-исполнителями
требований судебных актов и актов
иных уполномоченных органов

Международный союз судебных исполнителей

Адрес

75019 Paris, France, 6 place du Colonel-Fabien

Телефоны

Официальный сайт

Международный Союз Судебных Исполнителей (МССИ (UIHJ)) – негосударственная организация, созданная для продвижения, координации и развития деятельности судебных исполнителей в международном масштабе для защиты, путем более тесного сотрудничества между соответствующими профессиональными организациями на национальном уровне, достоинства и независимости для предоставления услуг лучшего качества для физических лиц и общественности.

Офис Союза находится в Париже.

Официальный язык – французский и английский.

Цели Союза:

  1. Представление интересов Союза и его членов в других международных организациях и сотрудничество в их деятельности.
  2. Сотрудничество с национальными профессиональными организациями, представляющими практикующих юристов.
  3. Исследование и улучшение национальных процессуальных прав, международных соглашений и сотрудничество в деятельности, нацеленной на их гармонизацию.
  4. Продвижение и защита принципов, установленных в Статье 6 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, подписанной в Риме 4 ноября 1950 г.
  5. Обмен идеями, исследованиями, проектами и инициативами, нацеленными на развитие, улучшение и поддержание наиболее приемлемого независимого положения для удовлетворения требований, необходимых для осуществления правосудия в соответствии с правами заинтересованных сторон.
  6. Продвижение международных конференций, конгрессов, а также всех профессиональных инициатив на национальном уровне.
  7. Установление отношений с судебными исполнителями, которые еще не вступили в профессиональную организацию для того, чтобы помочь со структуризацией и организацией в ожидании их присоединения к Союзу, а также, чтобы предоставить им моральную поддержку и помочь в улучшении навыков и улучшить их положение;
  8. Установлениие отношениий с профессиональными организациями, которые не включают судебных исполнителей, для сотрудничества с ними в сфере общих интересов;
  9. Создание и организация любого сервиса или системы связей, нацеленных на поддержание связей между Судебными исполнителями различных государств, если затронута деятельность, указанная в статье 1.2.
  10. Реализация любых действий, нацеленных на улучшение профессиональной подготовки Судебных исполнителей, включая, когда необходимо, их сотрудников и/или обучающийся персонал.

Союз состоит из следующих подразделений:

  • Международный Конгресс
  • Постоянный совет
  • Бюро

Статья написана по материалам сайтов: studfiles.net, rulaws.ru, ceur.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector