История развития судебных приставов в россии 2020 год

На смену институту судебных приставов дореволюционной России пришли судебные исполнители народных судов.

После 1917 г. порядок в местных судах и других судебных органах обеспечивался вначале Красной гвардией, а затем и местной милицией. Она же вручала судебные повестки, исполняла судебные приговоры. Решения по гражданским делам и различного рода денежные взыскания возлагались на судебных исполнителей, состоявших в штатах судов, о которых прямо говорится в Положении о народном суде РСФСР, принятом Декретом ВЦИК от 30 ноября 1918 г. [1]

Позже в ГПК РСФСР 1923 г., ряде других актов был подробно урегулирован порядок принудительного исполнения. Судебным исполнителем мог быть назначен гражданин, пользовавшийся избирательными правами, если он прослужил в течение одного года в какой-либо из должностей в органе советской юстиции или выдержал экзамен при суде. Судебные исполнители назначались на должность или увольнялись с должности по распоряжению председателя окружного суда. Судебные исполнители исполняли решения судов и судебные приказы по гражданским делам, исполнительные надписи нотариусов, определения судов, решения арбитражных и земельных комиссий и третейских судов, другие акты. Исполнение судебных решений земельных комиссий могло быть возложено в случае отсутствия судебных исполнителей на волостные исполкомы и органы милиции.

За исполнение судебных решений и других актов исполнители взыскивали сборы по установленным таксам, которые подразделялись следующим образом: 75% шло в доход государства, а 25% — в общий фонд для вознаграждения судебных исполнителей данной губернии или других лиц, фактически исполнивших решение. Из подлежащей выдаче судебному исполнителю суммы 20% удерживалось для вознаграждения делопроизводителя данного исполнителя [2] .

Что касается функции обеспечения порядка в зале судебного заседания и принудительной доставки в суд участников процесса, то они до второй половины 90-х годов XX в. возлагаются на советскую милицию. И только в четырех бывших союзных республиках (Азербайджане, Армении, Грузии и Литве) уголовно-процессуальное законодательство предусматривало такого участника процесса, как судебный комендант (распорядитель), основной задачей которого было обеспечение порядка в зале судебного заседания [1] .

После принятия Гражданского процессуального кодекса РСФСР в 1964 г., Закона РСФСР от 8 июля 1981 г. «О судоустройстве РСФСР», ряда подзаконных актов (например, Инструкции о порядке исполнения судебных решений, утв. приказом Минюста СССР от 24 апреля 1973 г. №7, Инструкции об исполнительном производстве, утв. приказом Минюста СССР от 15 ноября 1985 г. №22, Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 4 ноября 1993 г. № 1187) окончательно сложилась действовавшая до второй половины 90-х годов XX в. система исполнительного производства СССР и России.

Деятельность судебных исполнителей в этот период характеризовалась следующим:

  • 1) исполнительное производство носило государственный характер.
  • 2) судебные исполнители относились к судебной системе и состояли под организационным началом как органов юстиции, так и председателей соответствующих судов.
  • 3) как часть судебного процесса исполнительное производство имело достаточно много присущих судебному процессу черт и признаков.
  • 4) оно преимущественно защищало государственную, общественную и кооперативную собственность, например, путем установления ряда существенных ограничений по обращению взыскания в отношении государственных предприятий, учреждений, организаций, колхозов, иных кооперативных организаций (гл. 40 ГПК РСФСР) [4] .
  • 5) отсутствовали специальные (отраслевые) источники права, регулирующие их деятельность.
  • 6) существовала ярко выраженная незащищенность прав взыскателя и должника при совершении исполнительных действий.
  • 7) отсутствовали принципы деятельности судебного исполнителя в процессе исполнительного производства.
  • 8) на судебных исполнителей не возлагались обязанности по обеспечению установленного порядка деятельности судов, поскольку их выполняли органы милиции.

Закон «О судоустройстве РСФСР» практически не затронул деятельность судебных приставов. Становилось все более очевидным, что на этом направлении есть серьезные упущения. В частности, загруженность судей не позволяла осуществлять надлежащий ведомственный контроль за судебными исполнителями. На работе судебных исполнителей сказывалась и их низкая профессиональная квалификация, а также отсутствие должного финансирования их работы. Эти и другие причины приводили к формальному отношению судебных исполнителей к делу. Да и сама судебная система в целом стала давать сбои. Происходящие в обществе серьезные изменения и появившиеся новые рыночные отношения поставили вопрос о реформировании всей судебной системы и института судебных приставов.

Это реформирование было произведено в 1997 г.: были приняты Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» (далее — ФЗ № 118) и Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» (утратил силу), а затем и Федеральный закон от 2 октября 2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — ФЗ №229).

Результатом этой реформы стали следующие основные изменения, характеризующие правовое положение современных судебных приставов и объединяющей их службы:

  • 1. Создается самостоятельная служба судебных приставов в составе органов исполнительной, а не судебной власти.
  • 2. Судебным приставам кроме функции принудительного исполнения судебных актов и актов других органов возвращается функция по обеспечению установленного порядка деятельности судов.
  • 3. Воплощается в жизнь одна из основных идей, положенных в основу реформы системы исполнительных правоотношений, заключающаяся в том, что принудительное исполнение заслуживает самостоятельного отраслевого правового регулирования и не может являться частью гражданского или арбитражного судопроизводства.
  • 4. Законодательно обеспечивается равенство защиты всех форм собственности в сфере исполнительного производства.
  • 5. Создается гораздо более эффективная система ответственности лиц, не выполняющих законные требования судебных приставов. Например, судебным приставам предоставлено право самостоятельно налагать штрафы на организации, должностных лиц, граждан, осуществлять уголовное преследование.

Лекция 1. Общая характеристика

деятельности судебных приставов

  • 6. Формируется специальная система защиты прав и законных интересов лиц, вовлеченных в сферу деятельности судебных приставов.
  • 7. Появляются самостоятельные отраслевые источники права, регулирующие деятельность судебных приставов.

Реферат Тема: «История развития института судебных приставов в России»

Название Реферат Тема: «История развития института судебных приставов в России»
Дата публикации 02.11.2014
Размер 216.17 Kb.
Тип Реферат

urist-edu.ru > Кодексы > Реферат

Управление федеральной службы судебных приставов

по Кемеровской области

отдел судебных приставов по Яйскому району

Тема: «История развития института судебных приставов в России»

Выполнил: Судебный пристав-исполнитель ОСП по Яйскому району М.Г. Зайцев

Введение 3
1. Первое упоминание о судебных приставах 4
2. Исполнение по Уставу гражданского судопроизводства 1864 года. Рассвет. 6
3. Исполнительное производство советского периода. Упрощение. 10
4. Современная система исполнительного производства. Возрождение. 13
Заключение 17

5. Список литературы

Введение
В истории развития человеческого общества существуют такие периоды, когда кредитор самостоятельно реализовывал свои претензии практически без предварительного разбора и подтверждения правильности самой претензии. Позже было введено предварительное (судебное) признание права кредитора и ограничение пределов допустимого самоуправства с его стороны. Таким образом, вопросы исполнения судебных решений были актуальны во все периоды истории.

В России, начиная со средневековой Руси, этим важным делом занимались приставы. Толковый словарь русского языка Ушакова трактует слово «пристав» следующим образом: «Должностное лицо, приставленное к какому-нибудь делу для надзора… Судебный пристав – чиновник судебного ведомства, приводивший в исполнение решения суда по гражданским делам» 1 .

В истории развития исполнительного производства можно выделить четыре периода:

  1. Доуставный: XV век – 1864 год.
  2. Пореформеный: 1864 год – 1917 год.
  3. Советский: 1917 год – 1997 год.
  4. Современный: 1997 год – 2010 год.

1. Первое упоминание о судебных приставах.
Слово «пристав» еще до XIV-XV веков означало не столько название определенной должности, сколько выражало «исполнение судебной обязанности, и преимущественно отдачу на поруки служилыми лицами» 2 .

Поруки служили обеспечению прав и интересов постороннего человека, жалующегося на живущего в области судью (князя, митрополита). Вследствие челобитной по гражданскому и уголовному делу судья отряжал недельщика с тем, чтобы он отдал на поруки в том, что он в назначенное время должен явиться в суд к ответу. Отданный на поруки обязан был явиться в назначенный срок перед судьей, за то и ручались его поручники, так как неявка его, как уже было сказано, влекла для поручников ту же ответственность, которая падала на лицо, за которое они ручались.

Уже в грамоте 1398 года при неимении порук применялась эта мера. Отдача за пристава, или сиденье за приставом, состояло в полном лишении свободы, то есть обвиняемые находились под надзором и на ответственности того пристава, за которым они считались. Сидели они либо во дворе или доме недельщика, либо в помещении суда, где «приставу вручены для береженья».

Соборным уложением 1649 года приставу были предоставлены широкие полномочия. Он – должностное лицо приказа: доставляет повестки о вызове в суд, осуществляет привод ответчика, участвует в выемке вещественных доказательств у обвиняемых, сторожит преступников, с которых взыскивались убытки, причиненные противоправным поведением. В случае бегства грабителя имущественная ответственность возлагалась на пристава, не обеспечившего охрану задержанного.

Полномочия пристава были расширены на случай сопротивления должника: если должник «ухоронится» от него у себя в деревне или «учинится силен», приставу предоставлялось право «взять у воеводы стрельцов, пушкарей и защитников, сколько человек пригоже для ареста ослушника».

Приезд пристава в дом какого-нибудь псковитянина с целью производства обыска был настоящим бедствием для последнего: «А который человек с приставом приедет на двор татя имать и татбы искать, или должника имать (для ареста вора или для розыска по делам о воровстве, или для ареста должника), а жонка в то время детя выверже (ребенка выкинет), да пристава учнет головшинной окладати, или исца (станет обвинять пристава или истца в убийстве), ино в том головшины нет (то это убийством не считается)» 1 .

Принудительные меры были в основном направлены на личность должника. Экономический эффект достигался непосредственно лишь при продаже должника в рабство или при принудительной отработке долга.

Период отдачи за пристава завершился Указом от 20 октября 1653 года: «впредь татей и разбойников за пристава не отдавать, а держать их до указу в тюрьме».

Дело в том, что многие из обвиняемых, сидя за приставом, не в состоянии были платить особую пошлину: пожелезное (пошлина за оковы и колодки, в которых содержались отданные за пристава) и прокорм, вследствие чего приставы и после произнесения приговора об освобождении не отпускали их от себя. Тем же Указом желающим предоставлено право отдавать за пристава, если они возьмут на себя издержки своего содержания.

2. Исполнение по Уставу гражданского судопроизводства 1864 года. Рассвет.

В XVIII веке должность пристава была упразднена, исполнительная часть судебного процесса перешла в ведение полиции, входившей в состав Министерства внутренних дел. Однако возложение на полицию судебно-вспомогательных функций не оправдало себя, и в середине 20-х годов XIX века был создан «Свод законов», в один из разделов которого вошли «законы гражданские и межевые», включавшие в себя «законы о судопроизводстве гражданском и законы о мерах гражданских взысканий».

Позднее, в ходе судебной реформы 1864 года, проведенной Александром II, наряду с судом присяжных, адвокатурой, несменяемостью судей, было принято решение о возврате к институту судебных приставов, существовавшему к тому времени во многих европейских странах.

Дальнейшее развитие гражданское процессуальное право получило в Уставе гражданского судопроизводства, принятом в ходе судебной реформы и вошедшем в силу 20 ноября 1864 года. Впоследствии в этот документ вносилось множество изменений и дополнений. Он состоял из пяти книг. В первой книге имелась глава, посвященная исполнению решений мировых судей, во вторую книгу входил раздел «Об исполнении судебных решений».

Порядок приведения в исполнение судебных решений по Уставу гражданского судопроизводства 1864 года существенно отличался от существовавшего ранее. Одно из главных изменений базировалось на том, что в основу дореформенного порядка был положен следственный принцип, в силу которого решения приводились в исполнение даже в отсутствие просьбы взыскателя с помощью полиции. Устав гражданского судопроизводства распространил на процесс исполнения действие принципа диспозитивности. Это выразилось в том, что судебные решения обращались теперь к исполнению не иначе, как по желанию взыскателя.

Взыскатель, желающий привести решение в исполнение, должен был обратиться в суд, постановивший решение, с устной или письменной просьбой о выдаче ему исполнительного листа. Получивший исполнительный лист взыскатель далее обращался со словесной или письменной просьбой к председателю соответствующего суда о назначении судебного пристава (в мировых судебных установлениях была принята практика непосредственного обращения взыскателя с исполнительным листом к судебному приставу помимо суда). После того как председатель назначал судебного пристава по своему усмотрению или по указу взыскателя, последний обращался к судебному приставу с письменным заявлением, в котором выбирал способ исполнения решения суда. Однако и судебный пристав, и взыскатель были ограничены рамками закона, а именно: ст. 933, 934 Устава гражданского судопроизводства, устанавливались способы исполнения. Иными словами, «для ограждения личной свободы должника закон указывал допустимые им способы исполнения и запрещал прибегать к таким способам, которые им не предусмотрены». В решениях гражданского кассационного департамента Правительствующего Сената, объясняющих Устав гражданского судопроизводства, подчеркивалось, что указание способов взыскания зависит от взыскателя, поэтому суд, присуждая взыскание, не вправе ограничивать взыскателя указанием того имущества должника, на которое может быть обращено взыскание. От взыскателя зависит избрать по своему усмотрению тот или иной способ исполнения и обратить взыскание на то или другое имущество должника. Суд же не может избранный взыскателем способ исполнения заменить другим способом, или избранное взыскателем имение заменить другим по указанию должника.

Законодательство Российской империи устанавливало ряд квалификационных требований к лицам, желающим занять должность судебного пристава: «Не могли быть судебными приставами лица, не достигшие совершеннолетия, то есть 21 года; иностранцы; лица, объявленные несостоятельными должниками; состоящие на службе от правительства или по выборам; священнослужители, лишенные духовного сана по приговорам духовного суда; лица, исключенные из службы по суду или из духовного ведомства за пороки; лица, которым по суду воспрещено хождение по чужим делам».

Подбор кандидатов на должность судебного пристава осуществлялся преимущественно из числа канцелярских служителей различных ведомств. По своему социальному происхождению они были разночинцы — дети чиновников, духовенства, мещан, унтер-офицеров и купцов. Назначение на должность осуществлялось председателем соответствующего суда. Судебные приставы состояли на государственной службе, имели классные чины (обычно восьмого десятого класса).

При поступлении на службу судебный пристав получал знак должности, печать судебного пристава (вначале на ней указывалось лишь название судебного органа, позднее эти печати стали именными и дополнялись именными бланками с угловым штампом входящей и исходящей документации), три прошнурованные книги: учета входящей корреспонденции, учета исходящей корреспонденции и денежная приходно-расходная книга.

В течение первого года службы для судебного пристава шел испытательный срок, и пристав именовался «исполняющим обязанность». По истечении испытательного срока судебный пристав утверждался в должности.

Кандидат на должность судебного пристава был обязан внести залог в размере 600 рублей. Эта сумма служила гарантом возмещения возможных убытков, которые могли быть причинены неправомерными действиями пристава. Кроме того, он принимал присягу.

В соответствии с действующим тогда законом судебный пристав не мог поменять места жительства без разрешения председателя суда, при котором состоял. Что же касается денежного довольствия, то у судебного пристава был самый маленький среди чинов канцелярии оклад содержания. Вместе со столовыми и квартирными судебный пристав окружного суда получал в год 600 рублей.
ПРИСЯГА ПРИСТАВА 19 ВЕКА

Обещаю и клянусь всемогущим Богом, перед святым его

Евангелием и Животворящим Крестом Господним хранить

верность его Императорскому Величеству Государю

Императору, Самодержцу Всероссийскому, честно и

добросовестно исполнять все обязанности принимаемой мной

на себя должности и все относящиеся до сих обязанностей

законы и правила, распоряжения и поручения, не превышать

предоставленной мне власти и не причинять с умыслом никому

ущерба или убытка, а напротив, вверяемые мне интересы ограждать как свои собственные, помятуя, что я во всем этом

должен буду дать ответ перед законом и перед Богом на страшном суде его. В удостоверении сего целую слова и крест

Спасителя моего. Аминь.

Судебные приставы в своей деятельности по Уставу гражданского судопроизводства 1864 года полностью находились под контролем суда, при котором они состояли. Приступая к исполнительным действиям, судебный пристав докладывал председателю суда об избранном взыскателем способе исполнения; он обязан был вести особый журнал, куда записывал все свои действия по исполнению решений (ст. 950 Устава гражданского судопроизводства). Этот журнал служил доказательством соблюдения приставом законов. По требованию сторон из него выдавались засвидетельствованные выписки. Все действия судебного пристава по исполнению решений в течение двух недель обжаловались в том суде, в округе которого исполнялось решение.

В дореволюционном российском праве существовал институт предварительного исполнения решений. Под предварительным исполнением решения понималось исполнение не вступившего в законную силу решения окружного суда. В случае отмены решения окружного суда палатой оно могло быть уничтожено.

Допущение или недопущение предварительного исполнения зависело от суда: в рамках предварительного исполнения он мог потребовать от истца обеспечения убытков, грозящих ответчику (ст. 738 Устава гражданского судопроизводства). Только в двух случаях предоставление такого обеспечения было обязательно: во-первых, когда обеспечение требовалось при исполнении заочного решения; во-вторых, когда предварительное исполнение давалось ввиду того, что впоследствии решение могло сделаться неисполнимым, или истец мог понести большой ущерб (п. 4 ст. 737 Устава гражданского судопроизводства).

Способами обеспечения служили приостановка передачи истцу присужденного имущества или взысканных сумм и отсрочка продажи описанного имущества.

Помимо защиты интересов истца институт предварительного исполнения защищал и интересы ответчика, предусматривая возмещение убытков, причиненных ему исполнительными действиями, в случае отмены судебного решения. Тогда применялась статья 601 Устава гражданского судопроизводства, предусматривающая право ответчика, оправданного судебным решением, взыскивать с истца убытки, понесенные вследствие обеспечения иска.

В целом законодательство о правовом статусе судебных приставов Российской империи было одним из самых разработанных в Европе второй половины XIX века. Факт жизненной необходимости института судебных приставов был отмечен при обсуждении и одобрении Государственной Думой Закона о преобразовании местного суда в 1912 году.

3. Исполнительное производство советского периода. Упрощение.
После революции 1917 года на смену отлаженной бюрократической системе Царской России пришла новая, которой воплощать в жизнь судебные решения было чрезвычайно сложно.

Существенные изменения в сфере исполнения судебных решений произошли в период новой экономической политики. Декрет о суде № 1 от 24 ноября 1917 года, упразднив общие судебные установления, приостановил и действующий в то время институт мировых судей. Судебная система Российской Империи фактически перестала существовать как самостоятельный элемент государственной власти. В то же время, судебным приставам, как и другим «канцелярским чиновникам упраздненных учреждений предписывается оставаться на своих местах и под общим руководством комиссаров исполнять все необходимые работы по направлению неоконченных дел, а равно и давать, в назначенные дни, заинтересованным лицам справки о положении их дел». Но и они вскоре остаются без работы. Порядок в местных судах и других судебных органах обеспечивается вначале красной гвардией, а затем и местной милицией. Она же осуществляла вручение судебных повесток, а также исполняла судебные приговоры. Решения по гражданским делам и различного рода денежные взыскания возлагались на судебных исполнителей, о которых прямо говорится в Положении о народном суде РСФСР, принятом Декретом ВЦИК от 30 ноября 1918 года.

Судебным исполнителем мог быть назначен гражданин, пользовавшийся избирательными правами, если он прослужил в течение одного года на какой-либо из должностей в органе советской юстиции или выдержал экзамен при губернском суде. Судебные исполнители назначались на должность и увольнялись с должности по распоряжению председателя губернского или окружного суда. В подавляющем большинстве эту должность занимали женщины с достаточно низким уровнем оплаты труда, незначительным правовым статусом в системе государственной службы и крайне ограниченным объемом полномочий. Судебные исполнители входили в штат работников суда, подчинялись его председателю и фактически были лишь помощниками судьи, а все процессуальные решения в процессе реализации исполнительных документов принимались судьей и имели силу судебного решения.

Судебные исполнители исполняли решения судов и судебные приказы по гражданским делам, исполнительные надписи нотариусов, определения судов решения арбитражных и земельных комиссий и третейских судов, другие акты. Исполнение судебных решений и решений земельных комиссий могло быть возложено в случае отсутствия судебных исполнителей на волостные исполкомы и органы милиции. Функции обеспечения порядка в зале судебного заседания и принудительной доставки в суд участников процесса возлагались на советскую милицию. И только в четырех союзных республиках (Азербайджане, Армении, Грузии и Литве) уголовно-процессуальное законодательство предусматривало такого участника процесса, как судебный комендант (распорядитель), основной задачей которого было обеспечение порядка в зале судебного заседания.

За исполнение судебных решений и других актов исполнители взыскивали сборы по установленным таксам, которые подразделялись следующим образом: 75% шло в доход государства, а 25% — в общий фонд для вознаграждения судебных исполнителей данной губернии и других лиц, фактически исполнивших решение. При распределении сумм из фонда между судебными исполнителями вознаграждение распределялось по баллам. Во внимание принимался характер и количество исполненных дел, успешность проведенных ими взысканий, отдаленность и характер района их работы, условия передвижения и другие объективные условия работы. Из подлежащей выдаче судебному исполнителю суммы 20% удерживалось для вознаграждения делопроизводителя данного исполнителя.

Затем порядок исполнения регламентировался в разделе 5 ГПК РСФСР, действовавшего с 1 октября 1964 года и других подзаконных актах, таких как: Инструкция Министерства юстиции СССР о порядке исполнения судебных решений от 24 апреля 1974 года; организационные вопросы принудительного исполнения решались нормами Закона о судоустройстве РСФСР от 8 июля 1981 года, Инструкции об исполнительном производстве

Министерства юстиции СССР, введенной в действие с 1 апреля 1986 года. В тот период окончательно и сложилась действовавшая до середины 90-х годов 20 века система исполнительного производства СССР и России.

Исполнительное производство данного периода характеризовалось следующими признаками:

  1. Исполнительное производство носило государственный характер;
  2. Судебные исполнители относились к судебной системе и состояли под организационным началом как органов юстиции, так и председателей соответствующих судов;
  3. Как часть судебного процесса исполнительное производство имело много присущих судебному процессу черт и признаков;
  4. Исполнительное производство преимущественно защищало государственную, общественную и кооперативную собственность, например, путем установления ряда существенных ограничений по обращению взысканий в отношении государственных предприятий, учреждений, организаций, колхозов и иных кооперативных организаций, их объединений, других общественных организаций (глава 40 ГПК РСФСР).

Право не может считаться действующим, если не реализуется предписанием правовых норм. Какой бы не была деятельность судов, решения их останутся иллюзорными, если не будут исполняться. Эти задачи сейчас возложены на службу судебных приставов.
4. Современная система исполнительного производства. Возрождение.
В конце 80-х и начале 90-х годов наша страна, еще находясь в составе СССР, перешла на новые рельсы экономического развития. Вместе со сменой политического режима и системы руководства в стране начался процесс разгосударствления собственности: на смену безраздельному господству и диктату государства, плановым началам во всех отраслях экономики пришло все многообразие форм собственности с отдачей предпочтения частной собственности, свободе экономической деятельности, частной инициативе и предпринимательству, конкуренции, рынку.

С этого же времени начался продолжающийся и по настоящее время процесс правовых реформ, ибо нормы права, утверждавшие одну политическую систему и экономику, не только не могли способствовать, но и противодействовали развитию иной системы и иных экономических отношений.

Основной причиной сокращения количества исполняемых решений в сфере права являлась устарелость нормативной базы исполнительного производства. Она закрепляла организационную структуру принудительного исполнения, не отвечающую новым, поставленным жизнью задачам, не обеспечивала равенство защиты всех форм собственности, не представляла судебным исполнителям правомочий, достаточных для обеспечения принудительного исполнения поступающих им на исполнение исполнительных документов и не позволяла улучшить кадровый состав судебных исполнителей.

Стало очевидным, что судебная реформа должна быть дополнена реформой системы принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, по которым закон допускает принудительное исполнение. Именно поэтому Президент Российской Федерации, начиная с декабря 1991 года практически ежегодно в своих Посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации напоминал и требовал реформировать исполнительного производства, разработать и принять Федеральные законы «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве».

При разработке нового законодательства об исполнительном производстве его авторы учитывали не только отечественный, но и зарубежный опыт. Одной из основополагающих идей стал принцип отделения принудительного исполнения судебных и других актов от судопроизводства, выделения нормативной базы исполнительного производства в отдельную отрасль и передачи принудительного исполнения от судебной власти исполнительной. Исполнительное производство должно было стать частью процесса защиты нарушенных и оспариваемых прав, осуществляемой исполнительной властью путем принудительного исполнения судебных актов и актов других органов при процессуальном контроле судов за деятельностью судебных приставов.

Таким образом, главные цели реформ в сфере исполнительного производства и исполнительного законодательства заключались в следующем:

  1. Привести действующий регламент исполнительного производства в соответствие с последними изменениями законодательства, в том числе, и со связанными с современным пониманием функций судебной власти и местом исполнения в правовой системе и системе разделения властей;
  2. Вывести систему принудительного исполнения судебных и несудебных актов за пределы гражданского, конституционного, арбитражного, третейского и иного производства с передачей организационных функций исполнения полностью Министерству юстиции и его органам на местах;
  3. Обеспечить единство системы исполнения для актов всех видов судов; дифференцировать и разнообразить меры принудительного исполнения, а также исполнительные процедуры в зависимости от вида принудительного исполнения, а также исполнительные процедуры в зависимости от вида принудительно реализуемых требований;
  4. Обеспечить существующие исполнительные процедуры, сделав их более удобными и рациональными в применении;
  5. Материально стимулировать судебных исполнителей, иные органы и лиц, содействующих принудительному исполнению, ввести обязательную оценку и профессионального оценщика как самостоятельного субъекта исполнительного производства при реализации имущества.

Законопроекты, реформирующие принудительное исполнение судебных актов и актов других органов и решающие задачи обеспечения установленного порядка деятельности судов, были разработаны Министерством юстиции Российской Федерации совместно с Верховным Судом Российской Федерации Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации. На объединенном Пленуме этих высших судов 28 февраля 1995 года было принято постановление о внесении законопроектов в Государственную Думу Российской Федерации.

12 мая 1995 года законопроекты были внесены в Думу, в июле приняты в первом чтении и, после значительной доработки, 16 апреля 1997 года в третьем, одобрены Советом Федерации 3 июля 1997 года и подписаны Президентом Российской Федерации 21 июля 1997 года. Как известно, оба закона вступили в силу 6 ноября 1997 года. Этот день считается днем создания Федеральной Службы судебных приставов Российской Федерации.

В том же 1997 году были определены непосредственные задачи службы, сформулированные в двух федеральных законах, принятых 21 июля 1997 года «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве». Были решены основные вопросы исполнительного производства, во-первых, создана самостоятельная служба принудительного исполнения исполнительных документов, во-вторых, законодательство обеспечило равенство защиты всех форм собственности и в сфере исполнительного производства, в-третьих, созданы нормативные предпосылки улучшения кадрового состава судебных приставов-исполнителей и подъема их профессионального уровня, посредством принятых законов усилена ответственность неисправных должников за невыполнение судебных актов и актов других органов, а также граждан и работников организаций за неисполнение законных требований судебного пристава-исполнителя и нарушение законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве, наряду с этим обеспечен контроль за действиями судебного пристава-исполнителя.

С 01.02.2008г вступает в силу новый доработанный закон Об исполнительном производстве № 229-ФЗ где более подробно с учетом сложившейся практики решены основные вопросы исполнительного производства

В настоящее время, в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», от 13.10.2004 № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации», от 13.10.2004 № 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов» судебные приставы являются работниками Федеральной службы судебных приставов (ФССП России).

С тех пор как служба начала свою деятельность, она неоднократно преобразовывалась, и на приставов возлагались новые задачи. Служба судебных приставов в современных условиях играет положительную роль в укреплении законодательства и выработке в обществе истинного ценностного отношения к праву как к социальному институту, без которого нельзя решать стратегические задачи повышения эффективности правового воздействия на общественные отношения. Она контролирует исполнение судебных актов и актов других органов, предусмотренных ФЗ «Об исполнительном производстве», а также следит за поддержанием установленного порядка деятельности судов.

В настоящее время судебным приставом может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 20 лет, имеющий среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование (для старшего судебного пристава — высшее юридическое образование), способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности. Судебный пристав является должностным лицом, состоящим на государственной службе.

В зависимости от исполняемых обязанностей судебные приставы подразделяются на судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов-исполнителей. Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов обеспечивают в судах безопасность судей, заседателей участников судебного процесса и свидетелей, обеспечивают охрану зданий судов, совещательных комнат и судебных помещений в рабочее время, осуществляют принудительный привод лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу-исполнителю. Прерогативным направлением деятельности судебных приставов-исполнителей является принудительное исполнение судебных решений и иных уполномоченных органов.

Служба также занимается взысканием задолженности по налогам и сборам, наделена функцией по осуществлению дознания, расследует преступления против правосудия, выражающие в проявлении неуважения к суду, в воспрепятствовании судебной деятельности.

Говоря, о полномочиях судебных приставов-исполнителей можно выделить следующие рычаги воздействия, которыми они обладают: они имеют право принимать на исполнение судебные акты и акты других органов, возбуждать исполнительное производство, разыскивать, изымать, передавать на хранение, реализовывать арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота, получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, налагать арест на денежные средства и ценности, в том числе и находящееся на счетах в банках, для того, чтобы обеспечить иск, который подан взыскателем.

Деятельность судебных приставов постепенно становится серьезным фактором укрепления российской государственности.

Заключение
Принятые меры в середине 90-х годов позволили существенно изменить сложившуюся критическую ситуацию, при которой реально исполнялось не более 30 процентов судебных решений, а большинство либо не исполнялось вовсе, либо затягивалось на неопределенный срок. Вместе с тем на современном этапе с усовершенствованием законодательства об исполнительном производстве, практика показала которое способствовало развитию Службы судебных приставов и исполнению решений судов и актов других органов.

Современная Федеральная служба судебных приставов России обладает всем необходимым потенциалом дальнейшего совершенствования и развития института исполнительного производства.

    1. Конституция Российской Федерации 12.12.1993 г
    2. 119-ФЗ от 21.07.1997г ОБ ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ
    1. 229-ФЗ ОБ ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ Принят Государственной Думой 14 сентября 2007 года вступил в законную силу 01.02.2008
    2. 118-ФЗ от 21.07.1997г О Судебных приставах
    3. Гражданский процессуальный кодекс РСФСР» (утв. ВС РСФСР 11.06.1964)

(ред. от 25.07.2002, с изм. От 18.07.2003)

    1. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ ПО УСТАВУ ГРАЖДАНСКОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА 1864 ГОДА «История государства и права», 2009, N 11
    2. У. Э. Батлер. Русское право к 1800 году глазами иностранцев: некоторые размышления.
    3. Псковская Судная Грамота, ст. 98.
    4. Ушаков Д. Н. Толковый словарь русского языка. М. 2000
    5. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка. М. 2008.

Статья написана по материалам сайтов: urist-edu.ru.

»

Это интересно:  Оупдс расшифровка судебный пристав 2020 год
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector