Бухгалтерский учет на епс в микрофинансовых организациях 2020 год

Изучение методик перехода на новые стандарты учета стоит начать с расшифровки определений:

ЕПС — Единый план счетов

ОСБУ — Отраслевые стандарты бухгалтерского учета

МСФО — Международные стандартны финансовой отчетности (IFRS англ. International Financial Reporting Standards) — набор документов (стандартов и интерпретаций), регламентирующих правила составления финансовой отчётности, необходимой внешним пользователям для принятия ими экономических решений в отношении предприятия).
Принципиальные отличия текущей системы учета и системы, которая начинает действовать для МФО с 01.01.2018 г заключается в следующем:

1. Действующий план счетов бухгалтерского учета имеет 73 счета первого порядка, в сравнении с новым планом счетов в котором 172 счета первого порядка и 1302 счета второго порядка. Это означает, что новый план счетов подразумевает более подробное описание тех же самых операций и дает более расширенную аналитику.

Например, счет займов выданных 58.03, соответствует 27 счетам нового плана счетов. Счета отличаются в зависимости от вида заемщика: юр. лицо, физ. лицо, ИП и др. А так же от типа займа, таким образом по номер счета передает сразу определенную характеристику операции.

2. По новым отраслевым стандартам появляется необходимость вести учет операций в разрезе 20(25)-значных лицевых счетов, данные счета подобны банковским. Такие лицевые счета открываются для каждой операции и так же предоставляют расширенную расшифровку операции, по которой открыт такой счет.

3. Новая система учета имеет свои формы отчетности и примечания к ним. Отчетность усложнена количеством сдаваемых форм.

4. В МСФО оценка активов и обязательств происходит по справедливой стоимости, в том числе с учетом временной стоимости денег с применением дисконтирования и переоценки
Описание счетов нового плана счетов, а так же правила построения бухгалтерских операций в разных разделах учета в полном объеме содержатся на сайте ЦБ.

Изучение рекомендуем начать со следующих стандартов:

1. Положение Банка России от 2 сентября 2015 года № 486-П «О Плане счетов бухгалтерского учета в некредитных финансовых организациях и порядке его применения»

2. Положение Банка России от 2 сентября 2015 года № 487-П «Отраслевой стандарт бухгалтерского учета доходов, расходов и прочего совокупного дохода некредитных финансовых организаций»

3. Положение Банка России от 1 октября 2015 года № 493-П «Отраслевой стандарт бухгалтерского учета некредитными финансовыми организациями операций по выдаче (размещению) денежных средств по договорам займа и договорам банковского вклада»

4. Информационное письмо Банка России от 05.07.2016 № ИН-01-18/50 «О соответствии Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Плана счетов бухгалтерского учета в некредитных финансовых организациях»

Содержание

Учетная политика для микрокредитной компании образец. Бухгалтерский учет в микрофинансовых организациях

В качестве исходного образца мы выбрали бухгалтерскую учетную политику организации — образец 2018 для ООО, ведущего деятельность в сфере общепита и применяющего УСН «Доходы минус расходы» (15%). Затем в предлагаемый пример учетной политики внесли изменения, которые вступают в силу с 01.01.2019. Получившийся результат можно скачать по ссылке.

Когда предприятия утверждают учетную политику

Сначала развеем давно бытующий миф о том, что учетную политику нужно утверждать ежегодно. На самом деле, если нет изменений, то принятую политику надо последовательно применять из года в год — ст. 8 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

Для организаций действуют такие сроки в части разработки и утверждения учетной политики:

Создание новой организации

В течение не более чем 90 дней с даты регистрации (п. 9 ПБУ 1/2008, утвержденного приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н)

Не позже даты окончания первого для организации налогового периода (п. 12 ст. 167 НК РФ)

Внесение изменений в учетные политики

По общему правилу новая учетная политика утверждается в текущем году и применяется с начала следующего года (пп. 10, 12 ПБУ 1/2008)

  1. В случаях изменения методов НУ или существенного изменения условий работы организации — с начала нового налогового периода (ст. 313 НК РФ)
  2. В случае изменения законодательства — с даты вступления в силу нового НПА

Внесение дополнений в учетные политики

На момент, когда дополнения стали необходимыми (п. 10 ПБУ 1/2008)

В том налоговом периоде, когда изменения стали необходимыми (ст. 313 НК РФ)

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Изменить и дополнить учетную политику — вещи разные! Изменения влекут за собой необходимость ретроспективного пересчета данных за предшествующие изменению годы для отображения в соответствии с ними входящих учетных остатков и отображения данных прошлых лет в обязательной бухотчетности, в то время как дополнения нужны в первую очередь для корректного отражения текущей учетной информации .

Нормы, переходящие с 2018 года (по пунктам)

Следующие положения предлагаемого примера политики предприятия для целей бухучета остались неизменными с предыдущих годов и продолжают последовательно применяться:

  • преамбула и пп. 1-3, т. к. основные нормативные документы, принципы и допущения для формирования учетной политики не изменились;
  • пп. 4-6, т. к. применяемые нормы учета МПЗ в данных аспектах не изменились;
  • пп. 7-14, т. к. применяемые нормы по ОС в данных аспектах не изменились;
  • пп. 15-18, т. к. изложенные в них нормы в отношении НМА решено не изменять;
  • пп. 19, 20, т. к. порядок учета спецоборудования и спецодежды, который используется предприятием, официально не изменялся и по-прежнему актуален для целей бухучета;
  • пп. 21-30, 35, 36, т. к. представленные в этих пунктах нюансы учета товаров, выручки, доходов и расходов остаются актуальными для организации и их не требуется изменять в связи с изменениями законодательства или системы налогообложения;
  • пп. 31-34, т. к. организация формирует и раскрывает в отчетности для бухгалтерских целей резервы по сомнительным долгам, причем применяемый порядок остается актуальным;
  • пп. 37-41, т. к. организация по-прежнему не применяет некоторые положения по бухучету в связи со спецификой своей деятельности и статусом малого предприятия;
  • пп. 42-45, т. к. действующий порядок признания и исправления ошибок, а также внесения изменений в учетную политику остается актуальным;
  • пп. 46-50, т. к. применяемые порядок и формы документооборота остаются актуальными;
  • п. 51, т. к. особый порядок инвентаризации некоторых учетных объектов, применяемый организацией, остается актуальным;
  • пп. 52-62, т. к. организация продолжает использовать принятый организационный порядок в части прав подписи, осуществления внутреннего контроля, документооборота и декларируемой возможности вносить изменения в настоящую учетную политику.

Вариант документа, утверждающего учетную политику, смотрите в статье «Форма приказа об утверждении учетной политики» .

Изменения, которые нужно учесть, если формируется учетка на 2020 год (по пунктам)

В предлагаемом примере учетной политики предприятия на 2020 год изменен (дополнен) единственный момент, касающийся выбора способа бухучета, не закрепленного в существующих нормативных документах. Это сделано путем добавления в приказ п. 63, указывающего на возможность ориентироваться в этом вопросе на требование рациональности, что доступно для организаций, применяющих упрощенные способы бухгалтерского учета.

Вместе с тем юрлицам, не имеющим права на упрощение учета, нужно иметь в виду, что при осуществлении такого выбора им придется следовать иному пункту обновленного с 06.08.2017 (приказ Минфина России от 28.04.2017 № 69н) ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации». Для них ПБУ 1/2008 в новой редакции предусматривает соблюдение определенной последовательности при рассмотрении образца для подражания (п. 7.1):

  • стандарты МСФО;
  • близкие по смыслу положения федеральных или отраслевых стандартов российского бухучета;
  • существующие рекомендации.

Вышеуказанное нововведение не единственное, внесенное в ПБУ 1/2008 приказом № 69н. Однако их целью является уточнение базовых принципов формирования учетной политики, их увязка с обновившимися положениями закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ и сближение с принципами, на которых основаны стандарты МСФО, а не конкретизация способов бухучета. Поэтому подробнее эти изменения мы рассматривать не будем. Достаточно объемные комментарии к ним приведены в информационном сообщении Минфина России от 02.08.2017 № ИС-учет-9.

Положения, не вошедшие в готовый документ

В связи с тем, что данные сферы деятельности и объекты учета никак не задействованы в деятельности конкретного предприятия, в настоящей учетной политике не раскрыты порядки:

  • признания выручки по работам (услугам) с длительным циклом (п. 13 ПБУ 9/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н);
  • пересчета и представления в отчетности статей, выраженных в иностранной валюте (пп. 6, 7 ПБУ 3/2006, утвержденного приказом Минфина России от 27.11.2006 № 154н);
  • учета бюджетного финансирования и прочего целевого финансирования (ПБУ 13/2000, утвержденного приказом Минфина России от 16.10.2000 № 92н);
  • учета НИОКР (ПБУ 17/02, утвержденного приказом Минфина России от 19.11.2002 № 115н);
  • учета финансовых вложений (ПБУ 19/02, утвержденного приказом Минфина России от 10.12.2002 № 126н).

О том, на какие аспекты следует обратить внимание, если предприятием также формируется политика для ведения управленческого учета, читайте в статье «Учетная политика для целей управленческого учета» .

Итоги

Готовая учетная политика обладает набором аспектов, характерных именно для той организации, для которой она составлялась. Используя в качестве образца для подготовки учетной политики готовый документ другого предприятия, следует сопоставить и скорректировать положения по каждому пункту. А также учесть те положения, которые могут быть не использованы (не раскрыты) в учетной политике одного предприятия, но должны быть включены в аналогичный документ другого.

РФ еще 31.12.2016:

  • №256н «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности для организаций государственного сектора» – устанавливаются понятия и термины, которые используются в бухгалтерском учете и оформлении отчетности.
  • №257н «Основные средства» (ОС) – определяется новая классификация и группировка объектов ОС, новые границы стоимости ОС и порядок расчета амортизации.
  • №258н «Аренда» – вводится разделение аренды на операционную и финансовую (неоперационную).
  • №259н «Обесценивание активов – определяются единые признаки обесценивания активов, их признание в бухучете и порядок отражения в отчетности.
  • №260н «Предоставление бухгалтерской (финансовой) отчетности – устанавливаются требования к составу, срокам, правилам сдачи отчетов и определяются данные, обязательные для публичного предоставления.

Обзор изменений мфо

Закроют ли микрофинансовые организации в 2018 году?

  • Базовый стандарт по управлению рисками микрофинансовых организаций, утв. Банком России (Протокол №КФНП-26 от 27.07.2017 г.) согласован Комитетом по стандартам микрофинансовых организаций при Банке России (Протокол №3 от 19.07.2017 г.)
  • Федеральный закон от 29.07.2017 г. №281-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования обязательных требований к учредителям (участникам), органам управления и должностным лицам финансовых организаций».
  • О ростовщических процентах — Федеральный закон от 26.07.2017 г. №212-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Нововведения в сфере микрофинансирования в 2018 году

ЦБ РФ ранее в проекте указания предлагал установить минимальное значение норматива достаточности собственных средств для МФК в размере 6%, для МКК — 5%. Норматив ликвидности для МФК планируется установить на минимальном уровне в 100%, для МКК — 70%. Проект ЦБ РФ также предусматривал введение с 1 января 2018 года двух новых нормативов для МФК: это максимальный размер риска на одного заемщика и максимальный размер риска на связанное лицо.

Значения этих нормативов устанавливаются в размере 25% и 20% соответственно. МФК должны иметь уставный капитал не менее 70 млн рублей. Они могут привлекать инвестиции от физлиц и индивидуальных предпринимателей, которые не являются их учредителями, в сумме от 1,5 млн рублей.
МФК также могут размещать облигации. Максимальный размер займов, которые может выдать МФК одному заемщику, не должен превышать 1 млн рублей.

Новое в бухгалтерском учете с 2018 года

Так что самым острым вопросом сессии стал возможный сдвиг даты по переходу на ЕПС. Речь идет о том, что КПК перейдут на ЕПС только в 2020 году, а МКК (более 95% микрофинансовых организаций) за 2018 год будут сдавать по новому учету только годовую отчетность. Это позволит, при необходимости, перенести сроки фактической смены ИТ-решения на осень 2018 года.

К сожалению, представитель Банка России на Конференции не дал однозначного ответа по возможному сдвигу сроков, отметив только, что он сам рекомендовал бы перенос сдачи отчетности на более позднюю дату. Компания «ПрограмБанк» представила на конференции свое решение ПрограмБанк.КредитМикро. Преимуществом системы является наличие типового решения ПрограмБанк.КредитМикроЕПС на основе учетной политики, разработанной СРО «Единство».

Это интересно:  Когда закроют микрофинансовые организации в россии 2020 2020 год

Проект типовой учетной политики для мкк и кпк

На комитет финансового надзора ЦБ в ближайшее время планируется вынести предложения по разному резервированию займов МСП и «займов до зарплаты», добавил И.Кочетков. По его словам, в портфеле займов МФО по итогам 2016 года объемом 88,1 млрд рублей на займы МСП пришлось 26%, доля PDL превысила 20%. Глава управления отметил, что комитет по стандартам Банка России накануне рассмотрел два базовых стандарта, разработанных саморегулируемыми организациями рынка микрофинансирования — по защите прав и интересов клиентов МФО и по управлению рисками.

Вступившие в силу поправки в закон о микрофинансовой деятельности разделили микрофинансовые организации (МФО) на два вида: микрофинансовые компании (МФК) и микрокредитные компании (МКК). Организации должны были до конца марта 2017 года определиться, в каком статусе они продолжат работать.

Учетная политика бюджетного учреждения: как составлять по новым требованиям

С 2018 года для индивидуальных предпринимателей и организаций начинают действовать достаточно серьезные изменения в сфере ведения бухгалтерского и налогового учета. Чиновники разработали и утвердили ряд законопроектов, которые коснулись практически всех основных налогов, налоговой отчетности и положений по бухучету. Какие же изменения в работе ждут бухгалтеров в 2018 году? Содержание

  • 1 Введение новых стандартов
  • 2 Нововведения в налоговом учете
    • 2.1 Новые налоги
  • 3 Профессиональный стандарт
  • 4 Система штрафов

Введение новых стандартов Начиная с 1 января 2018 г.
Дополнения и уточнения скорректировали следующие правила:

  1. Перечень доходов, которые не учитывают при определении налоговой базы, дополнен:
    1. Поступлениями, выявленными после проведенной инвентаризации имущественных прав по результатам интеллектуальной деятельности.
    2. Средствами, поступившими как вклад в основные фонды юридического лица (пп. 3.6 и 3.7 п. 1 ст. 251 НК РФ).
  2. Доходы НКО, осуществляющих финподдержку капитального ремонта многоквартирных домов, от временного размещения свободных денежных активов исключены (пп. 38 п. 1 ст. 251 НК РФ).

При изменениях УП в части расчетов налоговой базы по прибыли следует исключить из базы налог на имущество. Теперь применить данную льготу в отношении движимого имущества (принятого на баланс после 2012 г. (п. 25 ст. 381 НК РФ)) можно только при наличии соответствующего решения в регионе (ст.

Учет мкк с 2018 года

Пропишите в учетной политике новый порядок, установите субконто к счетам, по которым были выявлены ошибки. Новое в налоговом законодательстве Изменения Налогового кодекса (25 глава) в 2018 году не требуют кардинальных решений при выборе способов учета.
Банком России 22.06.2017 г.:

    • новые требования к официальному сайту микрофинансовой организации;
    • о дополнительной информации, запрашиваемай микрофинансовой организацией у заемщика до заключения договора потребительского займа;
    • о новых правилах оценки платежеспособности заемщика;
    • о порядке фиксации телефонных переговоров и сообщений, передаваемых по сетям электросвязи, в том числе подвижной радиотелефонной связи, а также хранения соответствующей информации;
    • об обучении работников, осуществляющих непосредственное взаимодействие заемщиков.
  • О переходе микрофинансовых организаций на план счетов бухгалтерского учета и отраслевых стандартов бухгалтерского учета для некредитных финансовых организаций.

Чтобы воспользоваться данным методом, подробно пропишите в учетной политике организации, когда и как будете объединять основные средства. В части методов начисления амортизации в 2018 году учетная политика организации формируется по-новому. На выбор доступно три метода: линейный, пропорционально объему произведенной продукции и метод уменьшаемого остатка.

В конце 2018 года необходимо провести инвентаризацию и определить, какой метод начисления амортизации подходит вашей компании. Для НКО: ПБУ, учетная политика организации 2018 года Изменения в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» были утверждены приказом Минфина № 69н от 28.04.2017. Нововведения вступили в силу с 06.08.2017. Проверьте, отражены ли изменения в вашей УП:

  1. Экономический субъект самостоятельно определяет способ ведения бухучета независимо от других лиц.

Типовой проект учетной политики для МКК

Типовой проект учетной политики для КПК

В связи с вступлением в действие с 1 января 2018 года для микрофинансовых организаций отраслевых стандартов бухгалтерского учета, утвержденных Банком России, и необходимостью разработки Учетной политики в целях бухгалтерского учета на ЕПС и ОСБУ, предлагаем вам приобрести данный типовой проект на 2018 год для МКК и КПК (согласно Положению № 612-П).

Проект УП для МКК и КПК разработан в соответствии с новыми требованиями нормативных актов Банка России.

Компания ООО «Регион» предлагает также услуги по индивидуальной разработке Учетной политики в целях бухгалтерского учета на ЕПС и ОСБУ на 2018 год конкретно под вашу организацию.

Стоимость оговаривается в частном порядке и зависит от требований заказчика.

Проект Учетной политики в целях бухгалтерского учета на ЕПС и ОСБУ
на 2018 год для МКК включает:

ПРОЕКТ Учетной политики для целей бухгалтерского учета на 2018 год

Глава 1. Общие положения

Глава 2. Организационно-технические аспекты учетной политики

— Организация бухгалтерского учета, функции главного бухгалтера

— Способы хранения и резервного копирования данных бухгалтерского учета применение ЭЦП

— Применение электронно-цифровой подписи (ЭЦП)

— Инвентаризация имущества и обязательств

Глава 3. Система бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности

— Регистры бухгалтерского учета

— Рабочий план счетов

— График документооборота и обработки учетной информации

— Исправление ошибок в бухгалтерском учете.

Глава 4. Общие положения бухгалтерского учета финансовых инструментов.

Глава 5. Порядок бухгалтерского учета операций по выдаче (размещению) денежных средств по договорам займа и договорам банковского вклада

Глава 6. Бухгалтерский учет операций по привлечению денежных средств по договорам займа и кредитным договорам

Глава 7. Бухгалтерский учет запасов

Глава 8. Бухгалтерский учет инвестиционного имущества

Глава 9. Бухгалтерский учет основных средств

Глава 10. Бухгалтерский учет нематериальных активов

Глава 11. Бухгалтерский учет договоров аренды.

Глава 12. Бухгалтерский учет резервов – оценочных обязательств и условных обязательств

Глава 13. Бухгалтерский учет вознаграждений работникам

Глава 14. Бухгалтерский учет отложенных налоговых обязательств и отложенных налоговых активов.

Глава 15. Обесценение активов

Глава 16. Бухгалтерский учет доходов, расходов и прочего совокупного дохода

Глава 17. Бухгалтерский учет событий после окончания отчетного периода

Глава 18. Заключительные положения

Приложения к Учетной политике

Приложение 1. Рабочий план счетов

Приложение 2. Бухгалтерский учет размещенных средств по договорам займа

Приложение 3. Бухгалтерский учет привлеченных средств

Приложение 4. Бухгалтерский учет запасов

Любая организация должна вести бухгалтерский и налоговый учет, фиксируя способы их ведения в учетной политике. Учетная политика организации создает единую систему учета и документооборота, которой обязаны следовать все сотрудники и подразделения фирмы. Отсутствие учетной политики – грубое нарушение, за которое предприятие могут оштрафовать. Как составить учетную политику на 2018 год, и какие особенности следует учесть – об этом наш материал.

Учетная политика предприятия: общие требования к оформлению

Учетная политика составляется по правилам, установленным законом о бухучете № 402-ФЗ от 06.12.2011, а также ПБУ 1/2008. Кроме того, в каждой отрасли могут действовать свои нормы, влияющие на ее содержание.

В составе учетной политики две части: бухгалтерская и налоговая. Их можно оформить в виде единого документа, состоящего из двух разделов, либо сделать два отдельных положения.

Применение учетной политики организации ведется непрерывно из года в год, а обоснованные изменения в нее могут быть внесены только с начала отчетного года. Приказ об учетной политике утверждает руководитель, не позднее 90 дней после регистрации компании. Например, учетная политика 2017 г. должна была быть принята до 31.12.2016г., а документ, утвержденный в 2017 г., вступит в силу лишь с 01.01.2018 г.

Учетная политика организации должна отражать методы учета только по реально имеющимся активам, операциям, обязательствам. В тексте документа целесообразно закреплять те моменты учета, по которым есть выбор из нескольких вариантов, либо закон по ним не содержит однозначного толкования. Например: какие способы амортизации применяются, как создаются резервы и т.п. Переписывать однозначные положения ПБУ, или Налогового кодекса, не предлагающие выбора, бессмысленно.

«Учетная политика организации» ПБУ 1/2008: изменения

С 06.08.2017 г. в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» вступили в силу поправки (приказ Минфина РФ от 28.04.2017 № 69н). Его положения включают, в частности, следующие новшества:

  • действие ПБУ «Учетная политика» теперь распространяется на всех юрлиц, кроме кредитных и государственных организаций,
  • введена норма о самостоятельном выборе способа ведения бухучета, независимо от выбора других организаций, а дочерние общества выбирают из стандартов, утвержденным основным обществом (п. 5.1),
  • понятие рациональности ведения бухучета уточнено — бухгалтерская информация должна быть достаточно полезна, чтобы оправдать затраты на ее формирование (п. 6),
  • в случаях, если определенный способ ведения бухучета в федеральных стандартах отсутствует, организация разрабатывает его сама, исходя из п.п. 5 и 6 ПБУ 1/2008 и рекомендаций по бухучету, последовательно обращаясь к стандартам МСФО, федеральным (ПБУ) и отраслевым стандартам учета (п. 7.1), а фирмам, ведущим упрощенный бухучет (малые предприятия, некоммерческие организации, участники «Сколково»), при формировании учетной политики достаточно руководствоваться требованиями рациональности (п. 7.2),

Содержание учетной политики организации (ООО)

Положения учетной политики должны отражать:

  • перечень нормативных актов, на основании которых компания ведет учет: Закон о бухучете № 402-ФЗ, ПБУ, НК РФ и др.,
  • рабочий план счетов , оформленный как приложение к учетной политике,
  • должности ответственных за организацию и ведение учета в компании,
  • формы применяемой «первички», бухгалтерских и налоговых регистров — унифицированные формы, или самостоятельно разработанные,
  • вопросы амортизации – методы начисления, периодичность (ежемесячно, раз в год и т.д.),
  • лимиты стоимости основных средств , порядок их переоценки,
  • учет материалов, готовой продукции, товаров,
  • учет доходов и расходов,
  • порядок исправления существенных ошибок и критерии отнесения к ним,
  • прочие положения, которые организация сочтет нужным отразить.

Если «бухгалтерская» часть учетной политики организации достаточно универсальна для всех, то налоговая будет отличаться для каждого режима налогообложения, но в любом случае должна содержать:

  • информацию о применяемой налоговой системе, а если имеет место совмещение налоговых режимов — порядок ведения раздельного учета,
  • каким образом уплачиваются налоги в обособленных подразделениях , при их наличии,
  • имеет ли предприятие налоговые льготы, и при каких условиях они действуют.

Учетная политика УСН

Нюансы налоговой учетной политике при «упрощенке» зависят от выбранного объекта: «доходы» (6%) , или «доходы минус расходы» (15%) .

Применяя УСН «доходы», в налоговой политике следует отразить:

  • порядок учета доходов,
  • указать, как уменьшают налоговую базу уплаченные страхвзносы,
  • в каком порядке, и по какой ставке рассчитывается налог и авансовые платежи,
  • налоговый регистр — КУДИР .

При объекте «доходы минус расходы» особое внимание следует уделить не только доходам, но и расходам, указав:

  • порядок учета основных средств, метод начисления амортизации,
  • состав материальных расходов,
  • порядок учета затрат на реализацию (при их наличии),
  • признание прошлых убытков в текущем периоде,
  • порядок исчисления и уплаты минимального налога,

в остальном пункты налоговой политики будут аналогичны тем, что указываются для УСН по «доходам».

Учетная политика ОСНО

Один из главных пунктов налоговой политики при ОСНО – ведение учета по налогу на прибыль . В документе следует отразить:

  • порядок признания прямых и косвенных расходов предприятия (кассовый, или метод начисления),
  • порядок учета основных средств, применяются ли повышающие коэффициенты при амортизации, амортизационная премия, для каких объектов,
  • методы оценки материалов, сырья и товаров,
  • формируются ли резервы для равномерного распределения расходов в течение года (отпусков, по сомнительным долгам, на ремонт ОС и др.),
  • в каком порядке исчисляется и уплачивается налог на прибыль и авансовые платежи по нему,
  • применяемые налоговые регистры и т.д.

Особенности учета НДС при формировании учетной политики стоит указать тем, кто от налога освобожден, или проводит операции, облагаемые по ставке 0% — это касается порядка распределения «входящего» НДС.

Учетная политика: образец

Создать образец учетной политики, который одинаково подходил бы для всех предприятий невозможно. В каждом случае есть свои особенности, зависящие от вида деятельности, применяемого налогового режима и многих других факторов. Учетная политика, пример которой приводится здесь, составлена для предприятия, работающего на ОСНО.

Большинство субъектов бизнеса в соответствии с нормами законодательства обязаны вести бухучет и представлять проверяющим органам бухгалтерскую отчетность. Ведение бухучета предполагает использование его методов и способов. Так как фирмам дается право выбора, то они должны формировать такой локальный акт, как учетная политика организации, в которой конкретизирует учет на предприятии.

Методические указания предполагают по некоторым объектам вести учет разными способами, которые организация выбирает на основании существующей особенности работы предприятия. Чтобы сам бухгалтерский персонал и все проверяющие знали, какие методы и способы используются на данном предприятии составляется учетная политика организации.

Учетная политика — это перечень принципов осуществления бухгалтерского и налогового учета на будущий календарный период. Этот документ необходимо разработать и принять в каждом хозяйственном субъекте, который ведет бухучет в полном объеме независимо от формы собственности.

Это интересно:  Закон 151 о микрофинансировании и микрофинансовых организациях 2020 год

Если фирма имеет филиалы, представительства или удаленные подразделения, порядок ведения учета, закрепленный в этом документе, распространяется и на них.

Должностному лицу необходимо тщательно продумывать состав внесенных в него правил, поскольку ошибочное или неверное значение одного из раздела может, в дальнейшем, повернуться против самого предприятия.

При этом нет необходимости подробно останавливаться на тех элементах, где на уровне законодательства закреплен единственный вариант действий. В первую очередь, здесь рассматриваются те моменты учета, по которым дан выбор — к примеру, амортизация основных средств.

Кроме этого в состав учетной политики включается раздел для налогообложения. То есть в этом документе фиксируются не только правила действующие на предприятии по бухучету, но и по налогам.

Внимание! Оформление учетной политики позволяет оптимизировать бухгалтерский и налоговый учет, а это способствует своевременному получению всей необходимой информации для принятия решений руководством по эффективному применению ресурсов и выявлению их резервов.

В каком случае она составляется

Учетную политику субъекты должны формировать в случаях, когда они ведут бухгалтерский учет. Поэтому ее составляют все юридические лица, независимо от формы собственности. Исключением являются только кредитные организации, представительства и филиалы иностранных компаний.

Многие ошибочно думают, что если организация применяет упрощенную или иную льготную систему налогообложения, то составлять учетную политику она не должна.

На самом деле это не так. Именно в учетной политике фиксируется момент, в соответствии с которым учет предприятия строится по упрощенной схеме. Если этого не будет, то и применять упрощенный бухучет организация не сможет.

Как правило, формирование учетной политики происходит сразу же после создания компании. Ее составляет главный бухгалтер, а утверждает директор фирмы. Далее в конце каждого года в нее при необходимости вносятся коррективы, и ее заново утверждают на новый год.

Отдельный большой вопрос, нужно ли, чтобы была учетная политика ИП. Ведь согласно положению разрабатывать и использовать этот документ должны только организации. Однако НК говорит, что налогоплательщик независимо от формы должен разработать учетную налоговую политику.

А вот разрабатывать и применять учетную политику для бухучета им не нужно, поскольку по законодательству они могут не вести бухучет вообще.

Сроки утверждения документа

Когда фирма прошла регистрацию, ей необходимо, согласно ПБУ 1, составить и утвердить свою учетную политику не позднее 90 дней. То есть ее можно ввести сразу же вместе с регистрацией, а можно более тщательно рассмотреть все моменты и утвердить не позднее трех месяцев. При этом действовать она начинает с момента регистрации организации.

Однако, в состав учетной политики входит раздел по налогам. НК РФ требует, чтобы учетная политика для налогообложения была утверждена не позднее конца первого налогового периода. При этом ее правила будут распространяться на деятельность компании с момента постановки на учет.

Учетная политика составляется на неопределенный период. При ее формировании действует принцип последовательности применения действующих правил. То есть выбрав один раз методы и способы бухучета, их желательно использовать и в дальнейшем. Изменения в них должны быть обоснованы и нацелены на оптимизацию деятельности.

Внимание! Изменения можно вносить соответствующим приказом руководства или же путем утверждения новой учетной политики.

Изменения в ПБУ 1/2008 с 2020 года

Всем компаниям необходимо откорректировать свои учетные политики в 2018 году. Связано это с тем, что в 2017 году были приняты изменения в законодательстве по бухучету.

Теперь в учетной политике нужно фиксировать ее независимость. То есть она формируется каждым юрлицом самостоятельно. Исключение составляют головная и дочерние фирмы. Дочерние фирмы и филиалы формируют свои политики на основании положений материнской компании.

Был определен порядок определения способа ведения бухучета, если он не определен в ПБУ. Теперь нужно ознакомиться с МСФО, если там такой способ ведения присутствует, то компания должна выбрать его. При отсутствии его в этом документе, можно обратиться к отраслевым стандартам. Если же он не рассмотрен и там, тогда используются только рекомендации по бухучету.

В ПБУ ввели понятие несущественности, под которым стали понимать данные, не влияющие на принятие решений пользователей бухотчетности. В определенных ситуациях в отношении такой информации, основываясь на принципе рациональности, допускается игнорирование.

Субъекты на упрощенном учете получили право применять принцип рациональности в отношении методов и способов ведения бухучета, которые не определены ПБУ. То есть им не надо использовать МСФО, стандарты отрасли, рекомендации по бухучету и т. д.

Изменения ПБУ 1/2008 допускают случаи отступления от соблюдения рассмотренных в них правил, если они не позволяют объективно отразить факт хозяйственной жизни. При этом обязательно нужно фиксировать какой именно пункт игнорируется фирмой, по какой причине, каким именно способом ведения учета он заменяется, а также краткие пояснения по нему.

Компаниям, составляющим отчетность по МСФО, разрешили отдавать предпочтение МСФО перед ПБУ. Однако, обязательно нужно отражать, что именно не соблюдается по ПБУ, почему, и давать краткое пояснение сложившейся ситуации.

Новшества в ПБУ 1/2008 позволяют проводить корректировку ряда определенных показателей на начало года, которая вызвана последствием изменения учетной политики.

Внимание! По новым правилам при изменении учетной политике теперь не надо составлять к ней пояснительную записку. Эти сведения фиксируются теперь компаниями только в бухотчетности, например, в пояснениях к и .

Что должна содержать УП для ОСНО

Это самый объемный вариант учетной политики, поскольку к компаниям на ОСНО применяются наиболее жесткие требования по ведению учета, подготовке и сдаче отчетности.

Учетная политика на ОСНО может оформляться единым документом, содержащим части для бухгалтерского и налогового учета, либо двумя отдельными частями. При этом налоговая политика здесь является наиболее важной, поскольку определяет процесс формирования базы и расчетов основных видов налогов, и особенно — налога на прибыль.

Основные моменты, которые необходимо рассмотреть в бухгалтерской части документа:

  • Перечень нормативных документов, которые используются для учета. Если компания использует в какой-то сфере МСФО, то это должно быть прописано;
  • План счетов бухучета;
  • Оформление бухгалтерской отчетности — список оформляемых форм (например, малым предприятиям дано право составлять упрощенный баланс), детализация раскрываемых показателей, составление пояснительных записок к балансу и приложениям. В этом же разделе указывается, если на предприятии составляется промежуточная отчетность;
  • Первичные документы — здесь необходимо упомянуть, какие бланки применяются в типовой форме, а какие — в собственной. Последние нужно будет включить как приложения.
  • Кто в организации имеет право подписывать первичку, счета, счет-фактуры и т. д;
  • Каким именно образом выполняется учет поступающих материалов, как происходит оценка при поступлении и списании;
  • Каким именно способом будет происходить определение курсовых разниц для активов в валютном выражении;
  • Каким именно образом происходит списание управленческих и коммерческих расходов, как происходит признание выручки по продукции, у которой производственный цикл более 12 месяцев, как осуществляется учет незавершенного производства;
  • Налог на прибыль для целей бухучета — необходимо указать, использует ли субъект ПБУ 18/02, каким именно способом определяется величина налога для отчета о финрезультатах;
  • Процесс создания резервов — как именно производится создание резерва на сомнительные долги (обязаны иметь все компании), происходит ли создание резервного фонда (производится по желанию);
  • Учет основных средств — в этом разделе устанавливается, как определяется срок использования ОС, какой способ амортизации применяется, как списывается ОС с ценой до 40 тыс. руб, способ проведения переоценки. Для малых предприятий есть возможность начислять амортизацию раз в год, и это также нужно отменить в документе.

В налоговой части документа не нужно указывать способы учета и расчета, если они четко указаны в устанавливающих документах, Однако если предлагается выбрать один из нескольких способов, то это и нужно вносить в документ.

В частности, необходимо отразить следующие моменты:

  • Каким из двух способов происходит начисление амортизации;
  • Каким методом будет производиться определение цены материалов и сырья;
  • Если уплачиваются авансовые платежи по налогу на прибыль — как часто это производится;
  • Как часто подается декларация по налогу на прибыль;
  • Каким из двух способов будут признаваться доходы;
  • Если в предыдущем пункте выбран метод начислений, то как будет указываться оплата работ, какие начаты в одном периоде, а закончены в другом;
  • Какие расходы, из указанных в НК будут считаться прямыми;
  • Как будет производиться ведение налогового учета — в бухгалтерских регистрах или отдельных.

Что должна содержать УП для УСН в 2020 году

Учетная политика для компаний, применяющих УСН намного меньше, чем для общей системы. Однако и здесь есть некоторые особенности, которые обязательно нужно отразить в документе.

Структура учетной политики обычно составляется следующим образом:

  • Первый раздел предназначен для раскрытия всех понятий и определений, которые применяются в документе;
  • Во втором описывается процесс проведения инвентаризации имеющихся активов и обязательств, а также каким образом оформляются ее результаты;
  • Третий раздел отводят для описания способов оценки активов и обязательств. Сюда также вносят способы амортизации и списания материальных ценностей;
  • В четвертом разделе раскрывается порядок ведения бухучета, правила документооборота, используемые бухгалтерские и налоговые документы, применяемые специализированные программы;
  • Обязательно необходимо включить раздел, в котором будет описываться процесс контроля правильности ведения учета;
  • При необходимости, если это требует деятельность фирмы, в учетную политику можно включать другие разделы.

При подготовке документа обязательно нужно отразить в нем следующие моменты:

  • По какому объекту ведется расчет налога. Если произошла смена, то это обязательно указывается в новом документе;
  • Ставку налога указывать не обязательно. Это стоит сделать, если она установлена региональными властями и отличается от стандартной.
  • Обязательно указывается каким именно образом оформляется книга доходов и расходов;
  • При использовании системы «Доходы минус расходы» необходимо прописать актуальный лимит по основным средствам — 100 тыс руб. Для «Доходов» это можно не указывать, потому что на налог этот показатель не влияет.
  • Как именно происходит списание основного средства при частичной оплате. Этот момент не указан в НК, поэтому компания имеет право выбрать подходящий для себя и закрепить его в документе;
  • Методы оценки товаров. Это обязательно должны указывать субъекты на «Доходах минус расходах».
  • Работа с убытком и минимальным налогом. Фирмы, которые используют «Доходы минус расходы» могут уменьшать размер налога на убыток прошлого года. Также они имеют право включать в расходы разницу между минимальным и единым налогом. Все это нужно отразить в учетной политике.

Учетная политика для бюджетных организаций

Организации бюджетной сферы также должны составлять учетную политику, при этом она должна содержать пункты согласно их специфике. Учетная политика на 2018 год для бюджетных учреждений должна составляться с учетом вступивших в действие изменений в инструкции 157н и новых стандартов.

Несмотря на которую специфику работы, учетная политика для казенных учреждений также должна оформляться и вводиться в действие.

Документ должен быть максимально детализирован, чтобы новые работники бухгалтерии и счетной сферы могли быстро войти в курс дела. Учетная политика может быть составлена как единым документом, так и комплектом. Ввод в действие производится приказом.

В учетной политике должны быть рассмотрены следующие моменты:

  • Действующий план счетов — в нем нужно указать те счета, которые действительно используются в организации. Сюда же вносятся и те, какие были введены для собственных нужд.
  • По каким методам выполняется оценка имущества и обязательств;
  • Описание процесса проведения инвентаризации имущества и имеющихся обязательств;
  • Каким образом в отчетах отражаются события, произошедшие после отчетной даты;
  • Документы и регистры, используемые в организации, для которых не существует стандартных форм;
  • Описание процесса выполнения внутреннего финансового контроля;
  • Описание резервов, которые нужно создавать в организации;
  • Иные процессы, которые необходимо выполнять, чтобы вести бухучет.

Построение бюджетного бухучета обуславливает существенное различие бюджетной учетной политики от коммерческой. Если во второй обычно существует стандартный набор приложений (план счетов, документооборот и т. д.), то в бюджетной этим обычно не ограничивается.

Организация сама для себя определяет:

  • Состав приложений;
  • Степень раскрытия в них информации;
  • Процесс внесения изменений в приложения.

Так, приложения могут содержать:

  • Список форм для документов, которые были разработаны в организации;
  • По каким методам оценивать определенное имущество и обязательства;
  • Номера, которые присвоены журналам операций;
  • Список лиц, которым дано право подписи первичных документов;
  • Графики инвентаризации;
  • Процесс отправки в служебные командировки и их оформление;
  • Как происходит принятие обязательств и денежных средств;
  • Как организуется учет расчетов с подотчетными лицами

Микрофинансовые организации – переход на новый план счетов

Публикации

Все публикации

Мы ожидаем, что в ряде случаев при переходе на Новый план счетов
ПрограмБанк будет решать не только задачи автоматизации,
но и обучения, консультирования и даже постановки учета.
Кстати, в начале 90-х мы все это и осуществляли при внедрении в банках.
В то время вообще никакого обучения не проводилось,
а большинство банковских специалистов сами были новичками в учете.

Дмитрий Павлин
Директор Производственного Центра

«ПрограмБанк.ФронтОфис»

Могли бы Вы кратко описать изменения, которые ждут микрофинансовые организации при переходе на единый план счетов?

Это интересно:  Дам деньги микрофинансовая организация пермь 2020 год

Как выше писал мой коллега Виталий Занин, общие изменения одинаковы для всех НФО, отдельного отраслевого стандарта именно для МФО не будет.

Основное различие с другими организациями — переход МФО на новый план счетов с 1 января 2018 года, а не с 1 января 2017. Но это не значит, что можно расслабиться — есть, всем известный, план перехода на ЕПС для МФО, и в прописанные там сроки необходимо уложиться.

На какие изменения в учете стоит обратить особое внимание микрофинансовым организациям?

В первую очередь, на введение эффективной ставки процента и амортизированной стоимости. К счастью, если срок кредита менее года, законодательство предусматривает возможность использования линейного метода. П. 1.8 Положения № 493-П гласит:
«К договорам займа и договорам банковского вклада, срок действия которых менее одного года при их первоначальном признании, включая займы и банковские вклады, дата погашения которых приходится на другой отчетный год, дисконтирование (метод ЭСП) может не применяться в случае, если разница между амортизированной стоимостью, рассчитанной с использованием метода ЭСП, и амортизированной стоимостью, рассчитанной с использованием линейного метода признания процентного дохода, не является существенной. Критерии существенности утверждаются в учетной политике некредитной финансовой организации».

Большинство займов микрофинансовых организаций предоставляются на срок менее года. И мы ожидаем, что большинство МФО будут использовать именно линейный метод амортизации. Тем не менее, для проверки критерия существенности расчет амортизированной стоимости в любом случае должен быть сделан программно.

Важно не забывать, что для использования линейного метода амортизации разница между амортизированной стоимостью, рассчитанной по этому методу, и амортизированной стоимостью, рассчитанной по методу ЭСП, не должна быть существенной. То есть, если МФО планирует использовать линейный метод амортизации, стоит правильно прописать критерии существенности в учетной политике. К сожалению, критерии существенности не описаны явно ни в одном из стандартов международной отчетности: желающим мы рекомендуем обратиться к международным стандартам аудита (International Standards on Auditing, ISA).

Кроме этого, вводится много изменений по операциям привлечения средств (Положение № 501-П). Так же стоит обратить существенное внимание на отраслевой стандарт 487-П, регулирующий учет прибылей и убытков в новом плане счетов. Из моментов, на которые стоит обратить внимание в 487-П – учет по символам, который ранее НФО не вели.

Вы входите в подгруппу 4 «Рынок микрофинансирования» отраслевой рабочей группы Банка России по подготовке к переходу на НПС . Чем в основном занимается отраслевая рабочая группа?

Рабочая группа МФО, организованная Банком России, решает весь спектр вопросов перехода МФО на новые стандарты. В первую очередь, это вопросы законодательные и методические. В группу входят представители Банка России, микрофинансовых организаций, СРО, ИТ-компаний. Технически работа группы выглядит следующим образом: участники группы высылают к каждому совещанию вопросы Банку России. Представители Центрального Банка на совещании озвучивают свои ответы и рекомендации, а также, при необходимости, вносят корректировки и уточнения в стандарты.

Компания «ПрограмБанк» активно участвует в работе рабочей группы, потому что считает эту работу очень важной. Поскольку мы реализуем все требования нового плана счетов в нашем решении «ПрограмБанк.КредитМикро», то заранее видим очень многие проблемы — узкие места непосредственно в бизнес-процессах или в бухгалтерском учете по новым стандартам.
В результате, мы не только улучшаем общее качество законодательной базы (хочется надеяться), но и максимально оттачиваем решение «ПрограмБанк.КредитМикро», как с точки зрения полноты, охвата всех возможных бизнес-процессов и возможных ситуаций, так и с точки зрения готовности решения – «сел и поехал».

Вы не могли бы привести «проблемы и решения» в опыте рабочей группы?

Вот пример. По новым стандартам учет в микрофинансовых организациях, как и в остальных НФО, максимально приближают к банковскому учету. Поэтому проблемные места возникают там, где планируется использовать банковские стандарты учета, а банковские схемы МФО использовать не имеют права.
Например, встает вопрос, на каком счету учитывать авансы, полученные МФО в погашение займа до срока очередного платежа. У банка тут проблем не возникает, поскольку банки могут вести расчетные счета физических лиц и, при поступлении авансового платежа в погашение кредита банк открывает такой счет, а потом списывает с него суммы в соответствии с графиком погашения.

Рассматривает ли рабочая группа МФО вопросы автоматизации?

Да. Центральный Банк озабочен сроками готовности ПО для учета в ЕПС, для чего периодически требует отчета о ходе работ от представителей компаний-разработчиков ПО. Задает ЦБ и вопросы о стоимости решения. Мы свое решение уже выпустили и презентуем на разных мероприятиях.
Также МФО задают вопросы о том, где необходимо организовать ведение аналитического учета в том случае, когда законодательство предусматривает ведение такого учета (например, по заемщикам).

Позиция Центрального Банка по данному вопросу: вести аналитический учет в отдельных программах можно, но с соблюдением требований по нумерации лицевых счетов: «…Лицевые счета, ведущиеся в отдельных программах, должны открываться и нумероваться в соответствии со Схемой обозначения лицевых счетов и их нумерации, установленной приложением 3 к Положению № 486-П». Если говорить о нашей позиции, то в большинстве случаев аналитический учет оптимально организовывать на 20-значных счетах.

В чем, по Вашему мнению, основные проблемы, связанные с переходом МФО на новый план счетов?

Если совсем кратко сформулировать, то общих проблем по переходу на ЕПС – две: время и деньги.
Мы все прекрасно знаем, какой минимальный ИТ-бюджет требуется даже самому небольшому банку. Для большинства микрофинансовых организаций эта сумма неподъемная. Понятно, что вопрос об упрощённом варианте учета для небольших МФО встает постоянно. Позиция Банка России на настоящий момент проста: он готов рассмотреть конкретные предложения упрощенного варианта учета. Мы тут ожидаем активности от представителей СРО,
однако пока предложений на этот счет нет. С моей точки зрения упрощение методов учета было бы шагом назад с точки зрения приближения к стандартам МСФО.

Что же касается времени: план перехода МФО на новый план счетов известен и, по моим наблюдениям, большинство МФО в указанные там сроки не укладываются. Это, как и вопрос с бюджетами на автоматизацию, связано с существенным различиям в размерах. Одни требования по подготовке методических документов требуют высококвалифицированного персонала, которого в штате небольших МФО нет, а оплата услуг сторонних специалистов для них слишком высока.

Если же говорить о более узких проблемах, то, по моему мнению, наиболее болезненная — обучение. Банк России, как известно, организует обучение руководителей и бухгалтеров всех НФО. Для этого заключен договор с «ПрайсвотерхаусКуперс Эксперт», чей центр корпоративного обучения это обучение проводит. Но в России зарегистрировано на текущий момент более трех с половиной тысяч МФО ак что вопрос о прохождении обучения всеми желающими проблематичен. Конечно, среди учебных программ, предлагаемых на сайте Банка России, есть вебинары, но их эффективность ниже очного обучения, а начиная с некоторого порога присутствующих – еще ниже.

Поэтому возможность пройти обучение сотрудникам всех МФО на настоящий момент вызывает сомнение. К нам уже обратились представители различных учебных центров, и в ближайшее время мы планируем принять участие в обучающих мероприятиях для сотрудников МФО.

Какова стратегия «ПрограмБанка» с учетом перечисленных выше сложностей?

Мы ожидаем, что в ряде случаев при переходе на новый план счетов компания «ПрограмБанк» будет решать не только задачи автоматизации, но и обучения, консультирования и даже постановки учета. Кстати, в начале 90-х мы все это и осуществляли при внедрении в банках. В то время вообще никакого обучения не проводилось, а большинство банковских специалистов сами были новичками в учете.

Мы готовы ко всему вышеперечисленному, и в настоящее время делаем все, чтобы выполнить эту задачу как можно лучше. Участие в рабочей группе Банка России по МФО – один из необходимых компонентов этой подготовки.

ЕПС И ОСБУ для МФО: «малыши» не понимают серьезности вопроса

«Узкие места» перехода на единый план счетов.

Сегодня мы обсудим переход МФО на единый план счетов и отраслевые стандарты бухгалтерского учета, отметим основные проблемы и дадим небольшие практические рекомендации по выбору ПО. Поможет нам Ольга Михеенко, директор «Центра обслуживания НКО».

— Расскажите об обязанности МФО перейти на новые стандарты бухгалтерского учета. Сроки, нюансы.
— Не только банки, но и МФО, ломбарды, КПК, страховые компании, негосударственные пенсионные фонды (НПФ), участники рынка ценных бумаг, управляющие инвестиционными фондами и НПФ, специализированные депозитарии находятся под надзором Банка России. Еще с 2015 года Центробанк начал перевод своих «подопечных» на новые стандарты бухучета. Он разработал и принял нормативные акты, предусматривающие изменение плана счетов, порядка учета хозяйственных операций и отчетных форм. То есть переход на ЕПС и ОСБУ касается не только МФО. Страховщики, например, уже совершили этот переход с начала 2017 года. Для нас, микрофинансистов, «час икс» — 1 января 2018 года. Кстати, это еще не конец, с 1 января 2020 года, МФК и МКК, кредитные кооперативы ждет переход на электронную бухгалтерскую (финансовую) и надзорно-статистическую отчетность в формате XBRL. Для тех, кто думает, что у Банка России много поднадзорных, и он может «не уследить», можно отсидеться, спешу разочаровать – Большой Брат видит вас! За нарушение требований компаниям грозят штрафы и исключение из реестра. Для МФО это означает прекращение деятельности.

— Вы обслуживаете МФО, скоро уже нужно вести бухучет по-новому, в какой стадии у микрофинансистов процесс внедрения нового программного обеспечения, разработки методологии?

— Вы, наверное, больше в теме, чем некоторые МФО, которые находятся у нас на обслуживании. Те, кто ведут бухгалтерию, надеются «перескочить» на ЕПС в последний момент, как у нас любят в России. Сразу скажу, что не получится. Многие, кто отдал бухгалтерию на аутсорсинг, думают, что за них все решат аутсорсеры, сами купят за них ПО, при этом хотят, чтобы ценник остался прежним. Объяснить, что цены на ПО-решения колеблются от 50 до 300 тысяч, при этом все они довольно «сырые» и потребуют доработки и доплаты, довольно трудно. Небольшие компании просто не в состоянии оценить объем задач и серьезность вопроса. Думается, что многие компании просто закроются, или уйдут «в тень». Мы с «черными кредиторами», естественно, не работаем, поэтому планируем переход на ЕПС для компаний, готовых сообща решать задачу.

— Вы уже анализировали ПО? Что можете посоветовать?
— Как уже сказала, нет идеальной программы, которую установил и… поехали! Почти все требуют шлифовки, подгонки. Но когда слушаешь рекламу, создается впечатление, что готовность 100%. Это нужно помнить, особенно директорам компаний, которые сами бухгалтерии часто не касаются. Надо отметить, что наибольшее количество решений с ЕПС создано на платформе 1С 8.3. Но есть и исключения. Это разработчики банковских ПО и они предлагают отдельные продукты для МФО.

Кто-то предлагает программы для бухгалтерского учёта вместе с полноценным операционным контуром или бэк офисом. Это позволяет попутно автоматизировать бизнес-процессы и управленческий учёт. Эти программы подходят для крупных МФО и настройка их достаточно сложна. Если покупать отдельно программу для оперативного учёта, нужно быть готовым к доработке модуля, который обеспечит обмен с бухгалтерской системой ЕПС-ОСБУ.

Обращать внимание стоит и на общение с разработчиками, как уже отмечено, практически все программы придется «доводить до ума», то есть IT-специалисты вам на какое-то время станут, как родные. Если вам желают спихнуть коробочный продукт, не особо стремятся отвечать на вопросы, насторожитесь. Важно — лучше обслуживать программу по изучению и внедрению непосредственно у разработчика.

В защиту разработчиков ПО можно сказать, что до сих пор требования Центробанка уточняются, формируются, поэтому им сложно выдать по-настоящему готовый продукт рынку.

Но желание идти навстречу клиенту, прилагать совместные усилия по внедрению программы, чтобы она работала без сбоев – это чувствуется на первых же этапах общения. Были такие случаи, когда я задала вопросы, мне сказали, что перезвонят, но… так этого и не сделали. Я так понимаю, менеджер рассчитывал на то, что его продукт купят после первой же презентации.

Удобно, если у компании есть демо-версия. А то разговор «на пальцах» часто заходит в тупик. Мы уже выбрали решение для себя, протестировав около 10 продуктов. Называть не буду, чтобы мои рекомендации не стали рекламными.

— Если МФО осознает, что ей «не потянуть» самостоятельно переход на ЕПС и ОСБУ, может она обратиться к вам и, так сказать, присоединиться? Если можно, то уже на правах рекламы, с ценами.

Стоимость и варианты обслуживания, мес.

Статья написана по материалам сайтов: www.gingerbar.ru, www.programbank.ru, microcredit-rf.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector